Оценка – это не отметка. Узнайте, в чём разница и зачем нужна оценка в первом классе

183 прочитали

Сейчас речь пойдёт о несовпадении школьной отметки и самооценки ребёнка.

Важно, чтобы у школьника складывались устойчивые и объективные критерии оценивания самого себя, чтобы на них не влияла брошенная кем-то из одноклассников фраза или разные требования педагогов.

Что такое школьная отметка?

Каждое выполненное ребёнком задание школьное или домашнее обязательно оценивается. Ребёнок должен понимать, что он уже умеет, а над чем ему еще нужно поработать.

И оценка его работы часто отождествляется с отметкой по пятибалльной системе. Но это не совсем правильно.

  • Оценка помогает понять, освоил ли ребёнок заданный способ действия и может ли двигаться дальше.
  • А отметка, содержательна может быть только для учителя и то, для того, кто её ставил. Для ученика она в лучшем случае указывает на общее качество работы.
Сейчас речь пойдёт о несовпадении школьной отметки и самооценки ребёнка.

Ведь два ученика, получившие одинаковые оценки за свою работу могут иметь самые разные ошибки. У одного грубые прямые ошибки, а у другого просто неряшливая работа.

Поэтому ученик должен сам уметь оценивать свою работу и применять к ней критерии, которые применяет учитель.

Ещё раз про отметку.

Отметка - это свёрнутая, сокращённая и выраженная в символе оценка.

Ученик должен уметь её читать. Первоклассники этого ещё не умеют, и отметка имеет для них другое значение. Поэтому важно то, чтобы в первом классе у детей не было отметок, но была развёрнутая оценка их работы.

Мне очень нравится подход В. А. Сухомлинского. Он избегал выставлять отметки, если работа ученика не могла быть оценена положительно.

Цитирую

«Урок грамматики во втором классе, за работу ставятся оценки. Проверив тетради, я вижу, что Миша и Петрик плохо выполнили задания. Если бы я поставил двойку, то дети, всеми силами желающие хорошо учиться, восприняли бы её как приговор... Исправив ошибки, дав образцы красивого письма, я не ставлю Мише и Петрику никаких оценок. Раздавая тетради, говорю детям:
-Миша и Петрик ещё не заработали оценки. Надо вам, дети, хорошо потрудиться. Выполните самостоятельно упражнение. Постарайтесь заработать оценку".

Дети привыкли, что за неудовлетворительную работу нет оценки, и дорога к успеху для них не закрывается. Эти Миша и Петрик не переживают от обречённости, то что у них не получилось сегодня, обязательно получится завтра. Они тут же просят дать им упражнение, стараются изо всех сил и, как правило, уже получают свою положительную отметку.

Системы оценивания и подход к отметкам разные не только в разных школах, но и у разных учителей. Поэтому родители должны понимать и помочь понять ребёнку, что именно выражает их отметка.

Не огорчайтесь полученной «тройке», а относитесь к ней, как к сигналу, что что-то ребёнок не усвоил, помогите ему понять, что именно.