615,6K подписчиков

Почему пилоты носят часы только на правой руке циферблатом вниз: удивительный факт из мира авиации

646 прочитали

По нормам этикета часы обычно носят на левом запястье, но пилоты и военные почему-то привыкли отслеживать время, бросая взгляд на правую руку. Откуда взялась эта странная привычка - носить часы на правой руке, да еще и наоборот, циферблатом вниз?

    Почему пилоты носят часы только на правой руке циферблатом вниз: удивительный факт из мира авиации
Почему пилоты носят часы только на правой руке циферблатом вниз: удивительный факт из мира авиации

С момента изобретения первого механического устройства для отслеживания времени до появления наручных часов прошло не одно столетие. Перед тем, как стало модно носить часы, встроенные в браслеты, в обиходе у европейцев были карманные хронометры на цепочке, которые впервые появились в 1462 году. Они делались из драгоценных материалов и стоили целое состояние. Обеспеченные мужчины носили их в специальном маленьком кармашке на одежде, а женщины обычно вешали на шею.

Однако впоследствии наручные часы стали популярны именно благодаря женской моде. Официальная версия, которой придерживаются большинство историков, гласит, что самые первые наручные часы изобрел французский часовщик швейцарского происхождения, создатель марки «Breguet» Абрахам-Луи Бреге. Он преподнес украшение в подарок королеве Неаполя Каролине Мюрат в 1810 году. Сначала часы встраивались в ювелирные браслеты, а позже стали крепиться к ремешкам, постепенно уменьшаясь в размерах и приближаясь к современному виду.

Мужчины проявили интерес к моде на наручные часы только в начале XX века. Военные и летчики заметили: хоть карманные часы и отличались высокой точностью, постоянно доставать их из кармана было неудобно и непрактично. Такое мнение высказал и изобретатель первого дирижабля, пионер мировой авиации Альберто Сантос Дюмон. Он хотел, чтобы во время полетов у него была возможность контролировать время, не отрывая обеих рук от штурвала. Вскоре пожелание товарища исполнил его друг, знаменитый ювелир Луи-Франсуа Картье, разработав в 1904 году первую модель мужских наручных часов для авиаторов Cartier Santos-Dumont.

   Наручные часы A Cortébert 1920-е годыWikiCommons
Наручные часы A Cortébert 1920-е годыWikiCommons

Почему изначально часы носили на левой руке

Изначально часы носились на левой руке, и объяснялось это банальным удобством. Во-первых, количество "праворуких" людей преобладало над теми, у кого ведущей рукой была левая. И так как заводная головка и механизмы для настройки часов, как правило, размещались на всех моделях с правой стороны, настраивать хронометр правой рукой, при этом не снимая его с другого запястья, было гораздо удобнее. Во-вторых, левая рука считалась менее активной, а потому ношение на ней часов было безопаснее для самого устройства - часы меньше царапались, бились, реже подвергались каким-либо воздействиям, нарушающим их работу, а значит служили дольше. Ну и наконец, общество старалось придерживаться правил этикета, согласно которым правильнее было надевать часы на левое запястье.

Почему летчики и военные стали носить часы перевернутыми на правой руке

Многие солдаты, как и летчики военной или гражданской авиации, привыкли носить часы на правой руке вниз циферблатом. И дело не в том, что таким образом они пытались показать свой статус или выделиться среди толпы (хотя такие мотивы тоже исключать нельзя). За этой привычкой стоят комфорт и холодный расчет.

Перевернутые часы на правой руке меньше изнашивались, кроме того, внутрь механизма не попадала вода во время непогоды. С другой стороны, такой способ ношения позволял не создавать блики в солнечную погоду, что было особенно важно для солдат специальных подразделений, которые отправлялись в разведку.

   Freepik
Freepik

Часы, надетые на правой руке циферблатом вниз, позволяли военному с оружием в руках быстро бросить взор на запястье, не совершая при этом лишних движений и сохраняя внимательность. А летчикам просто было удобнее узнавать время при взлетах и посадках, держа правую руку на штурвале или на приборной доске. Получается, что полеты стали куда безопаснее благодаря странной на первый взгляд привычке.