1,8K подписчиков

"Это ответственность главного архитектора Астаны Назарбаева" – урбанист Темиртас Искаков о развитии столицы

Когда строили Астану, акцент делался не на удобство для людей, а на создание красивой картинки, в итоге мы получили город с эффектным внешним видом, но абсолютно непригодный для пешеходов.

Когда строили Астану, акцент делался не на удобство для людей, а на создание красивой картинки, в итоге мы получили город с эффектным внешним видом, но абсолютно непригодный для пешеходов.

Кто виноват в том, что коммунальная инфраструктура столицы трещит по швам? Почему идея превратить Астану в город-сад сомнительна? Откуда пробки на дорогах и при чем здесь японский архитектор Кисё Курокава? Об этом и многом другом корреспондент BES.media побеседовал со столичным архитектором и урбанистом Темиртасом Искаковым.

Последствия необдуманной градостроительной политики последних 25 лет

– Какие критерии должны учитываться при организации городского пространства, чтобы оно было удобным для жителей?

– Чтобы город был удобным и безопасным для проживания, застройка должна вестись с учётом интересов жителей и с учётом географического, экологического, исторического, социального контекстов. В настоящее время в мире проектирование смещается в сторону так называемого public interest design. Эта концепция предполагает проведение междисциплинарного исследования перед началом проектирования или строительства. Хотя предпроектные исследования занимают больше времени, они в конечном итоге экономят ресурсы, снижают репутационные риски.

Необходимо учитывать пожелания всех стейкхолдеров. К стейкхолдерам относятся не только жители города, но и владельцы малого и среднего бизнеса, коммунальные службы, общественные объединения. Важно помнить, что одним районом могут пользоваться не только его жители.

– Это разве не логично, что перед реализацией какого-либо проекта учитывают пожелания всех, кто будет в этом районе жить и работать, а также все аспекты, которые влияют на качество жизни? Получается, раньше так не делали, или как это всё происходило?

– Да, это логично и понятно. Но я не скажу, что Астана в этом плане – худший пример. Проблемы с городским планированием существуют по всему миру. Тем не менее администрации некоторых городов преодолели этот барьер и стали приоритетно относиться к устойчивому планированию. Они осознали, что лучше потратить время и деньги на проектирование сейчас, чтобы в будущем это принесло пользу всем.

Астана для нас – это trendsetter (с анл. – законодатель моды. – Авт.), когда любой прецедент становится примером для подражания или шаблоном для развития областных центров. К сожалению, Астана находится в ситуации, схожей с той, что была 50-60 лет назад, когда основой градостроительной политики были интересы политических элит и девелоперов, а не устойчивое развитие и интересы всех стейкхолдеров. Как и в советское время, когда партия требовала построить определённый объём жилья, в Астане объёмы сданного жилья измерялись огромными цифрами, но всегда представлялось, что этого недостаточно. Вопросы о том, насколько жильё обеспечено социальными объектами, какую нагрузку несёт инженерная инфраструктура, почти не поднимались и не осмысливались.

Это всё привело к тому, что инженерная инфраструктура трещит по швам, наблюдаются постоянные сбои в электроснабжении, водоснабжении, теплоснабжении. Это последствия необдуманной градостроительной политики последних 25 лет. И с каждым годом мы будем сталкиваться с этими последствиями всё чаще и более остро. Эту реальность уже надо принимать и решать возникающие проблемы.

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИНТЕРВЬЮ ЧИТАЙТЕ ПО ССЫЛКЕ>>

Когда строили Астану, акцент делался не на удобство для людей, а на создание красивой картинки, в итоге мы получили город с эффектным внешним видом, но абсолютно непригодный для пешеходов.-2