63,2K подписчиков

Пилотируемая разведывательная авиация НАТО в Европе. Часть 2

4,8K прочитали

Первая часть статьи опубликована здесь. Рекомендую начать с неё.

Важнейшей задачей самолётов-разведчиков является радиолокационная разведка.

Мастер-сержант Адриан Кадис https://www.dvidshub.net/image/388485/kc-135-refueling-mission-over-afghanistan
Мастер-сержант Адриан Кадис https://www.dvidshub.net/image/388485/kc-135-refueling-mission-over-afghanistan

Самолёт RC-135V подходит к танкеру KC-135 для дозаправки. Афганистан 2011

Фото армия США. http://www.airliners.net/photo/USA---Air/Boeing-RC-135V-%28739-445B%29/0641029/L
Фото армия США. http://www.airliners.net/photo/USA---Air/Boeing-RC-135V-%28739-445B%29/0641029/L

Самолёт RC-135W. Хорошо виден обтекатель антенны РЛСБО.

На фото выше у самолётов RC-135V/W Rivet Joint между кабиной пилотов и корнем крыла на фюзеляже какие-то «щёки». Это обтекатели антенны РЛСБО, они находятся по обоим бортам. Такие РЛС, но меньших размеров есть практически у всех типов самолётов-разведчиков. В соответствии со своим названием они просматривают некую полосу, параллельную маршруту полёта. Примерно от 20-30 км и до 300-400 в зависимости от конкретного разведчика и высоты его полёта.

Инфографика автора
Инфографика автора

Для работы эти РЛС часто используют режимы «синтезированной апертуры» (раскрыва) антенны. В таком режиме производится непрерывное сканирование местности. Самолёт движется со скоростью ок. 900 км/ч (250 м/с). Фиксируется непрерывная последовательность радиолокационных «снимков», и если их анализировать попарно прямо на борту мощными компьютерами, например двух сделанных через одну секунду получается, что результирующее изображение как бы сделано эквивалентной антенной длинной 250 м. Такой большой размер позволяет получать радиолокационные изображения фотографического качества! Для этого нужны очень мощные передатчики, соответственно мощное электропитание и исходная физическая антенна побольше.

Здесь ещё раз проявляется преимущество больших пилотируемых аппаратов перед относительно маленькими беспилотниками.

Инфографика автора
Инфографика автора

Есть такое понятие – разрешающая способность. Это важнейшая характеристика РЛСБО. Она присуща всем системам наблюдения: в инфракрасном, оптическом, рентгеновском, радиолокационном и др. диапазонах. Вообще-то она измеряется в угловых величинах, например разрешение человеческого глаза – 1 угловая минута (для человека со 100% зрением). Но для разведывательных систем чаще говорят так – способна различить детали размером 1 м с орбиты высотой 300 км.

Так вот, разрешение РЛСБО у RQ-4B составляет 6 м – очень плохо, в режиме съёмки полосы 37х110 км и 0.3 м при получении отдельных изображений общим числом до 1900. А у Boeing E-8C JSTARS (Звёздное скопление) - 0.15 м в режиме картографирования. Это позволяет алгоритму распознавать конкретные цели, вплоть до пулемётного гнезда, точно идентифицировать колёсную или гусеничную технику, ЗРК и РСЗО, артиллерию. Возможно использование доплеровского режима для поиска движущихся целей. На экранах операторов будут уже обработанные данные, привязанные к карте, что позволит понять угрозы своим войскам, дать целеуказания боевым подразделения и разным видам оружия.

Дальность разведки наземных целей также лучше у E-8C – 250 км, у RQ-4B до 170 км.

15 ноября прошла церемония прощания с последним Boeing E-8C JSTARS. Официально их больше нет на вооружении. Но нет и полноценной замены им. Что-то тут нечисто. Американцы заявили, что вместо них будут использовать космическую разведку, другие самолёты, наземные радары и т.п. Это всё равно что заменить карьерный самосвал десятком седанов.

Главное, что мог делать этот самолёт – управлять войсками. Фактически это был командный пункт сухопутных сил.

Предполагается, что Bombardier Challenger 650 Artemis(Артемида), используя искусственный интеллект, тоже может выполнять такую функцию, потому он так засекречен. Но их всего два, да и РЛСБО у него, видимо, несравнимо слабее по параметрам. В тоже время известно, что в 2021 году компания «Northrop Grumman» заключила с ВВС контракт стоимостью 325 млн долларов на пролонгирование технической поддержки и сервисного обслуживания Е-8С. Они остаются в резерве, их не отправили умирать в пустыню Мохаве.

Особенный раздел радиолокационной разведки – дальний радиолокационный обзор воздушного пространства. Самолётов, занимающимся этим делом в мире много. Я расскажу про тот, что больше всех на слуху – E-3 Sentry (часовой).

Автор: U.S. Air Force photo - http://www.af.mil/shared/media/photodb/photos/021107-O-9999G-024.jpg, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=463194
Автор: U.S. Air Force photo - http://www.af.mil/shared/media/photodb/photos/021107-O-9999G-024.jpg, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=463194

E-3C Sentry

В нашей медиа и блого сферах сложилось чёткое убеждение, что: - во-первых – этот самолёт называется АВАКС, а во-вторых он очень помогает украинской противоповетряной обороне в борьбе с нашими ракетами и беспилотниками. И то, и другое – неверно.

1. Правильное название его Boeing E-3 Sentry с системой AWACS (airborne warning and control system — «авиационная система предупреждения и контроля». Букву модификации не указываю, она в каждой стране НАТО своя.

2. Помощи от него для ППО чуть больше, чем никакой.

Построен он, как и все варианты RC-135, E-8C, на основе древнего Боинг-707. При этом он больше прадедушки и в длину, и в размахе крыла на несколько метров. Основу системы составляет радар AN/APY-2 (AN/APY-1 в неамериканских машинах). В нём применяется антенна с фазированной решёткой. Антенна и некоторые блоки РЛС находятся во вращающемся «ротодоме» - чечевицеобразном обтекателе из композитных материалов толщиной 1.8 м и диаметром 11 м.

Инфографика автора
Инфографика автора

Обслуживание антенны радара AN/APY-1 8-й эскадрильи E-3D Sentry в RAF Waddington Великобритания

Просматривает радар всего лишь 400 км по целям типа истребитель, 550 по бомбардировщикам и до 650 по высотным целям, но по крылатым ракетам меньше 250 км. Маршруты его проложены не ближе 150 км от западной белорусской и украинской границ и над Чёрным морем он не летает. А над Украиной не летают наши истребители и бомбардировщики. Получается, что давать целеуказание украинской ППО он может только по нашим крылатым ракетам и в узкой – около 100 км полоске вдоль западной границы. Правда некоторые модификации Е-3 имеют в составе своих РЭС станцию пассивной радиотехнической разведки, способную обнаруживать крылатые ракеты по работе их высотомеров, а их нельзя отключать, на дальности до 500 км. Точность целеуказания по таким данным очень низкая, но это позволяет ЗРК выходить в эфир в самый последний момент. Но только такая тактика имела бы смысл ближе к линии боевого соприкосновения, а до западных областей Украины наши Х-31П всё равно не долетают. А, вот где они могут помочь, так это при выводе носителей Сторм шедоу и Скальп, а также БПЛА в атаку на Крым. И главная задача – помочь с выбором момента, когда в воздухе не будет нашего А-50 и истребителей.

Следующий вид радиоэлектронной разведки - мониторинг полей – физических полей подводных лодок, следов ядерных испытаний или аварий и т.п. В чистом виде таким видом разведки занимается только один тип самолёта WC-135 Constant Phoenix. Он предназначен для обнаружения ядерных взрывов и аварий с выбросами радиационно-опасных материалов.

https://iho.hu/img/repules_16_01/0107_wc135/110319-F-HA566-138.JPG
https://iho.hu/img/repules_16_01/0107_wc135/110319-F-HA566-138.JPG

Самолёт WC-135 Constant Phoenix

На борту оборудование для забора проб воздуха и лаборатория для оперативного их исследования.

Когда был период регулярных обстрелов Запорожской АЭС, он часто посещал Румынию и Польшу, видимо в надежде что-то унюхать. Американцы так и зовут его «ядерный нюхач». Регулярно вышивает вблизи КНДР и КНР.

Но мониторингом полей активно занимается и другой частый гость Чёрного моря – P-8A Poseidon. У нас в СМИ о нём говорят как о чистом разведчике. Он появляется перед всеми ракетными и беспилотными атаками Крыма. В море выходит редко, предпочитает оставаться над территорией Румынии. Но это всё же противолодочный патрульный самолёт. Разведка наземных целей для него дополнительная задача. Его система РТР не такая развитая, как у RC-135V/W, РЛСБО также слабее. Поиск подводных лодок и даже уничтожение их - основная задача этого самолёта. И здесь ему нет равных.

https://images04.military.com/sites/default/files/media/equipment/military-aircraft/p-8a-poseidon/2014/02/p-8a-poseidon_009.jpg
https://images04.military.com/sites/default/files/media/equipment/military-aircraft/p-8a-poseidon/2014/02/p-8a-poseidon_009.jpg

Самолёт P-8A Poseidon. Сброс противолодочной торпеды Mk.54 из бомбоотсека

Подводные лодки и надводные корабли не могут не оставлять следы. Следы в виде различных физических полей: магнитного, гидроакустического, электромагнитного, теплового, оптического, газового и «горба Бернулли» (жарг.). Poseidon имеет полный комплект датчиков, способных все эти следы находить. Это различные радиогидроакустические буи, газоанализаторы и магнитометры, сбрасываемые на парашютах. Это оптико-локационная станция с лазерным дальномером (ещё один вид разведки), способная автоматически засекать перископы и находить кильватерные следы по изменениям цветности воды. И это РЛСБО с режимом поиска «горба Бернулли».

Авторство: Mass Communication Specialist 2nd Class Eric A. Pastor. http://www.navy.mil/management/photodb/photos/140320-N-XY761-002.jpg, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=31847500
Авторство: Mass Communication Specialist 2nd Class Eric A. Pastor. http://www.navy.mil/management/photodb/photos/140320-N-XY761-002.jpg, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=31847500

Выдвижная оптико-электронная станция. Используется для поиска перископов и др. задач. При большой высоте полёта P-8A может наблюдать лодку в подводном положении на глубине до нескольких десятков метров.

Этот самолёт – один из немногих разведчиков, способный на ударные действия. Собственно говоря, противолодочные самолёты во все времена это могли. На 5 внутренних и 6 наружных точках подвески он может нести до 9 тонн ракетно-бомбового оружия. В арсенале: ПКР AGM-84 Гарпун, ПРР AGM-88 HARM, противолодочные торпеды Mark 46 и Mark 54, глубинные бомбы и морские мины, бомбы JDAM калибром 500-2000 фунтов.

Инфографика автора
Инфографика автора

Вооружение самолёта P-8A Poseidon.

Ведутся работы по интеграции ракет AGM-158 LRASM, крылатых морских мин семейства QUICKSTRIKE (дистанционная установка), планирующих бомб GBU-39 и ложных целей MALD.

Интересная особенность его РЛСБО – режим поиска ПЛ по «горбу Бернулли». Каждая подводная лодка при движении под водой создаёт над собой волну на поверхности моря. Её невозможно увидеть глазом, но эта РЛС с лёгкостью обнаруживает такой «горб Бернулли» (жарг.) даже если лодка идёт на глубине до 300м! К сожалению, ни Ил-38, ни Ту-142 ничего подобного не умеют.

Но 21-го ноября американцы утопили такой самолёт на Гавайях. Командир «промахнулся мимо полосы» пишут СМИ. На самом-то деле совпали два фактора – посадка с перелётом, такое частенько бывает, и скользкая от дождя полоса. Самолёт не смог остановиться и выскочил за торец полосы в воду. Экипаж не пострадал. Пока.

Не намерен насмехаться. Лётчикам с детства завидую чёрной завистью. Работа трудная.

Фото с экрана
Фото с экрана

Ещё один противолодочник частенько летает над Чёрным морем, но СМИ о нём практически никогда не сообщают. Потому, что летает он «у себя дома». Это турецкий ATR-72-212A ASW (Anti-Submarine Warfare).

Оперирует, как правило в пределах своих тервод, в особенности тщательно отслеживает районы вблизи входа в пролив Босфор.

Может практически всё, что и Poseidon, только «труба пониже и дым пожиже». Уступает P-8A в любом параметре.

Филиппо Новелло https://www.jetphotos.com/photo/8521620
Филиппо Новелло https://www.jetphotos.com/photo/8521620

ATR 72-212A

Телеметрическая разведка. Эту работу способен выполнять Boeing_RC-135S

Майк Фрир https://www.airliners.net/photo/USA-Air-Force/Boeing-RC-135S-717-158/1318719/L
Майк Фрир https://www.airliners.net/photo/USA-Air-Force/Boeing-RC-135S-717-158/1318719/L

Самолёт Boeing-RC-135S Cobra ball

Это узкоспециализированный самолёт, предназначенный для контроля испытаний и практических пусков баллистических ракет. Их всего три в США. В других странах таких нет. Оснащён РЛС бокового обзора, заточенной на работу выше горизонта и поиск прибывающих на полигоны боеголовок или стартующих и уходящих в космос баллистических ракет. Кроме того, на борту развитая система перехвата каналов телеметрии. Есть три телескопа (в больших иллюминаторах) для изучения оптической и ИК/УФ частей спектра излучения факелов двигателей и свечения боеголовок. Многодиапазонность позволяет судить о составе топлива и материалов покрытия боеголовок. Для предотвращения бликов в телескопах верхняя часть крыла выкрашена матовой чёрной краской.

Обычный регион его боевой работы – Тихий океан, вблизи нашей Камчатки с полигоном Кура, приближается к КНДР и КНР. Работал неоднократно и над Северным ледовитым, вблизи наших районов пуска БРПЛ. Отслеживает пуски с космодрома Плесецк. Но пару раз заносило его и в окрестности Украины. Очевидно, это были попытки зафиксировать траектории наших Искандеров и Ониксов. Наверное, попытки результатов не дали, больше там не летает.

За пределами обзора осталось ещё много разных пилотируемых самолётов-разведчиков. Однако выделенные мне редакцией знаки закончились. Но про основные, исполняющие самые важные роли в обеспечении НАТО тактической развединформацией, рассказать, думаю, удалось.

Первая часть статьи опубликована здесь. Рекомендую начать с неё. Важнейшей задачей самолётов-разведчиков является радиолокационная разведка.  Самолёт RC-135V подходит к танкеру KC-135 для дозаправки.-14

Кнопка перевода через Юмани из любого банка

https://yoomoney.ru/bill/pay/gm6SQQBobWc.230302