Найти тему
4,9K подписчиков

Любая ли жизнь - сюжет? Почему роман "Стоунер" снова читают

Ему была уготована быстрая смерть. Роман был издан Джоном Уильямсом в 1964 году, и, не вызвав особого отклика в Америке, был забыт и похоронен вместе со своим автором.

Ему была уготована быстрая смерть. Роман был издан Джоном Уильямсом в 1964 году, и, не вызвав особого отклика в Америке, был забыт и похоронен вместе со своим автором. В 2003 году о романе вспомнили.

В 2003 году о романе вспомнили. В мире литературы иногда случаются удивительные вещи (их называют «спасённые от забвения шедевры»), и «Стоунер» не просто воскресили и издали для современного читателя, но и назвали одним из лучших американских романов 20 века.

Я взялась за него из-за двух имён, мнения которых соединились в ключевой точке «читать!»: Анна Гавальда и Галина Юзефович. «Стоунера» действительно обожают критики, писатели и Том Хэнкс. Попробую разобраться, почему.

Её сюжет об Уильяме Стоунере - человеке самой непримечательной, хоть и непростой судьбы: проблемы в браке, на работе в Университете, в отношениях с ребёнком. Ни взлётов, ни падений, размеренный ход жизни даже во время Второй Мировой войны, на которую американский преподаватель решил не идти. Может ли быть такой роман интересен?

В это же время фотограф Марк Рибу создавал шедевры, запечатлевая простые судьбы в великих событиях. На снимке Забастовка докеров, Англия, 1954
В это же время фотограф Марк Рибу создавал шедевры, запечатлевая простые судьбы в великих событиях. На снимке Забастовка докеров, Англия, 1954

Да. Ибо не обязательно жить выдающуюся жизнь, чтобы быть интересным другим. Не обязательно становится героем, миллиардером или жертвой террориста, чтобы быть значимым, настолько, на сколько стал для Джона Уильямса Стоунер, ведь

любая человеческая душа достойна того, чтобы ее рассматривать под микроскопом.

Для меня это «другая» литература в том смысле, что к своей цели автор пришёл нетривиальными средствами. Тихой и неслышной поступью, без витиеватого слога, без серпантина сюжета, без помощи яркого героя. И тем удивительней, что мысль невзрачный на изобразительные средства роман не отпускает до сих пор. А это, возможно, говорит о книге лучше любых похвал.

Читали роман? Если бы о вашей жизни писали книгу, какой бы она была?