Научный вернисаж: философия

125 прочитали

Отдел основного книгохранения ЧОУНБ продолжает Год педагога и наставника книжной выставкой, посвященной преподаванию философии . Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом. На нашей выставке можно найти интересные материалы на эту тему.

Отдел основного книгохранения ЧОУНБ продолжает Год педагога и наставника книжной выставкой, посвященной преподаванию философии .

Точное определение философии является само по себе открытым философским вопросом. Это связано с тем, что и предмет изучения в философии конкретно не определён — философия рассматривает всё, что может быть проблематизировано, в том числе и саму методологию познания. В рамках учений разных философских школ, образовавшихся за время существования философии, можно дать разные определения того, что есть философия. Поэтому в определённом смысле определение философии зависит от эпох . Детально изучить эти вопросы помогут книги : «История философии» (Ростов н/Д, 2008), учебник для высших учебных заведений и Трофимов В. К. «Основы философии» (Ижевск, 2013).

Зарождение философии, формирование рационального философского мышления началось примерно одновременно в VII—VI вв. до н. э. на разных концах земного шара: в Китае, в Индии и в средиземноморских греческих колониях. Подробнее в книге Драча Г. В. «Рождение античной философии» (Москва, 2013).

Отдел основного книгохранения ЧОУНБ продолжает Год педагога и наставника книжной выставкой, посвященной преподаванию философии .-2

Общим элементом возникновения и развития философии явилось формирование философских школ, состоящих из последователей определённого учения, причём во всех регионах вклад последователей зачастую приписывался основателю школы или школе в целом. Становление индийской философии и греческой философии проходило по схожей схеме, однако индийская философия развивалась значительно медленнее. Китайская философия, развитие которой сдерживал консерватизм общественно-политического устройства общества, развивалась в целом ещё медленнее.

Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.

Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.

Отдел основного книгохранения ЧОУНБ продолжает Год педагога и наставника книжной выставкой, посвященной преподаванию философии .-3

Что такое философия:

- Философия является древнейшей из наук, она появилась в Древней Греции в V веке до нашей эры. Слово "философия" происходит от греческих слов "φιλέω" (любить) и "σοφία" (мудрость), что можно перевести как "любовь к мудрости". Философия исследует вопросы о природе реальности, знания, морали, ценностях и других абстрактных понятиях. Сократ, Платон и Аристотель считаются тремя наиболее влиятельными философами Древней Греции.

- Существует множество школ философии, включая дуализм, идеализм, реализм, субъективизм, объективизм и многие другие. Дуализм утверждает, что мир состоит из двух противоположных начал — материи и духа. Идеализм утверждает, что реальность существует только в нашем сознании, и она не может быть познана вне нашей мысли. Реализм утверждает, что реальность существует независимо от нашего сознания, и она может быть познана вне нашей мысли. Субъективизм утверждает, что наши суждения о мире основаны на нашем субъективном опыте и не могут быть объективно верифицированы. Объективизм утверждает, что наши суждения о мире могут быть объективно верифицированы и проверены на их истинность.

- Философия также исследует вопросы о роли человека в мире и его отношениях с другими людьми. Одна из важнейших областей философии — этика, которая исследует вопросы о том, что является хорошим и плохим поведением. Примеры в книгах: Юзеф Боргош «Фома Аквинский» (Москва, 1975), Лейст О. Э. «Учение Бенедикта Спинозы о государстве и праве» (Москва, 1960).

- Философия также исследует вопросы о смысле жизни, существовании Бога и других религиозных вопросах.

- Философия использует логику, дедукцию, индукцию, анализ и другие методы для анализа и оценки аргументов и утверждений. Философия также исследует вопросы о языке и его связи с мышлением и познанием.

- Одна из главных целей философии — понять и объяснить мир и человеческую природу. Существуют различные направления философии, такие как аналитическая, континентальная, восточная философия и др. Восточная философия, такая как индуизм, буддизм и таоизм, обычно более уклончива от абстрактных концепций и более фокусируется на практических и духовных аспектах жизни.

- Существуют также философские школы, которые ставят в центр внимания определенные идеи или учения, например, стоицизм, эпикуреизм, кантианство, марксизм и др.

- Философия играла и продолжает играть важную роль в развитии науки и технологии. Философские идеи часто используются в других областях, таких как политика, экономика, искусство и культура. Философия также может помочь людям развивать критическое мышление, обучать аргументации и помогать им понимать другие точки зрения.

- Существует множество великих философов, чьи идеи продолжают влиять на современный мир, таких как Рене Декарт, Иммануил Кант, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер и многие другие. Много интересного можно узнать из перевода «Критики чистого разума» Иммануила Канта (Москва, 1998). Цель издания – познакомить читателя со всеми существующими переводами «Критики чистого разума» на русский язык. Издание снабжено словарем терминов Канта и большим научным аппаратом: указателями, списками крылатых выражений и др.

- Философия также может помочь людям развивать свою личность, понимать себя и свои ценности. Многие современные философские идеи возникли в результате критики и реакции на предшествующие философские теории и идеи. Философия может помочь людям осознать свои предубеждения и стереотипы и помочь им преодолеть их. Философия может помочь людям развивать свои навыки медитации и молитвы, что может способствовать повышению уровня счастья и благополучия.

Интересные факты о философии и философах:

Отдел основного книгохранения ЧОУНБ продолжает Год педагога и наставника книжной выставкой, посвященной преподаванию философии .-4

- Сократ ничего не записывал, он предпочитал вести диалоги со своими учениками, и в такой форме обучать их мудрости. До нас дошли его изречения благодаря письменным трудам Платона. Он и записал известное изречение Сократа – «я знаю, что я ничего не знаю».

- Когда Платона попросили дать определение человека, он сказал, что это двуногое животное без перьев. Тогда ему принесли в ответ ощипанную курицу. На что философ добавил – «еще и с плоскими ногтями».

- Аристотель знаменит тем, что был учителем Александра Македонского. Этот македонский царь привозил из своих странствий различные растения для коллекции. Именно Аристотель собрал первую большую коллекцию растений и записал все в своих научных исследованиях. Вам будет интересна книга: Аристотель «Метафизика» (Москва, 2019), перевод с древнегреческого. Серия «Библиотека Классической литературы».

- Диоген известен тем, что жил в бочке, отказывался от всех привычных радостей жизни. Был аскетом, и при этом любил шокировать публику. Он ходил при свете дня с факелом и кричал: «Ищу человека». Тем самым указывая на то, что нет вокруг настоящих людей. Как-то раз, выйдя на площадь, стал громко звать: «Люди, люди!». Когда вокруг него собралась толпа зевак, накинулся на них с палкой, сказав при этом: «Я звал людей, а не мерзавцев!».

Отдел основного книгохранения ЧОУНБ продолжает Год педагога и наставника книжной выставкой, посвященной преподаванию философии .-5

- Дени Дидро страдал забывчивостью, не вспомнить, какой сейчас день, месяц и год, и даже имена своих родных людей. Был очень добр и снисходителен к людям.

- Жан-Жак Руссо узнав о том, что крестьяне страдают от голода, он записал, что если у них нет хлеба, то «пусть едят пирожные». Позже эту фразу приписали французской королеве Марие Антуанетте, хотя она этой фразы не говорила.

- Вольтер был очень ироничным философом. И на вопрос о том, существует ли хоть что-то в мире, что не будет подвергнуто его высмеиванию, он ответил – это только его «личная персона». Однажды он катался на лодке с прусским королем, лодка начала тонуть, Вольтер начал переживать. Монарх сказал, что он король и совсем не переживает, на что ему Вольтер ответил, что королей много, а Вольтер один.

Отдел основного книгохранения ЧОУНБ продолжает Год педагога и наставника книжной выставкой, посвященной преподаванию философии .-6

- Шопенгауэр был мнительным, боялся заболеть и умереть. Когда узнавал о какой-то эпидемии, мог сразу поменять место проживания, уехать подальше, чтобы не заразиться. Если учесть, в каком состоянии была медицина в ХIХ веке, философа можно понять В книге Шопенгауэра «Афоризмы житейской мудрости» (Калининград, 2001). читатель найдет ответы на вопросы, которые ставит перед человеком жизнь.

- Конфуций один из самых известных философов в истории Востока. Мы считаем демократию изобретением дружелюбных греков, но Конфуций поднимал вопрос о сущности власти и политике в то же время. Конфуций разработал теорию золотого правила: не делай другим того, чего бы не хотел получить в свой адрес. Он расширил эту теорию в сторону добродетели и сказал, что в человеческой природе есть стремление к добру, и именно к нему должен стремиться каждый из нас.

Отдел основного книгохранения ЧОУНБ продолжает Год педагога и наставника книжной выставкой, посвященной преподаванию философии .-7

- Эпикур не видел необходимости в том, чтобы понапрасну страдать, ограничивать себя без нужды, ведь человеку, живущему мудро и с умом, нет необходимости в этом. Философ считал, что искусственные ограничения лишь вредят личности и не позволяют полностью реализовать себя.

- Зенон считал, что наш мир – это отражение наших мыслей, и лишь от человека зависит его окружение. Его философия похожа на воззрения буддизма, которые говорят о том, что мы сами создаем наши страдания, а их причиной являются наши ожидания.

Отдел основного книгохранения ЧОУНБ продолжает Год педагога и наставника книжной выставкой, посвященной преподаванию философии .-8

Русская философия – самобытный раздел мировой философской мысли. В центре внимания русских философов, как правило, оказываются не абстрактные метафизические построения, а этические и религиозные проблемы, понятия свободы и справедливости, а также вопрос о роли и месте России в мировой истории. Об этом стоит прочесть в книге «Русская философия серебряного века» (Екатеринбург, 1985), курс лекций. и «Стрела познания» (Москва, 2004), автор Мамардашвили М. К.

Пётр Яковлевич Чаадаев (1794–1856) Басманный философ

«Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, мы — народ исключительный». Пётр Яковлевич Чаадаев в молодости был светским человеком, блестящим гвардейским офицером. Знакомством с ним гордился Пушкин и другие самые замечательные люди эпохи. Выйдя в отставку и совершив длительное заграничное путешествие, он переменился и стал вести жизнь, близкую к затворнической.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) Непротивленец

«Будь добрым и не противодействуй злу насилием». В конце жизни Толстой предпринял попытку жить в полном согласии со своим учением и тайно ушёл из дома, но вскоре умер.

Отдел основного книгохранения ЧОУНБ продолжает Год педагога и наставника книжной выставкой, посвященной преподаванию философии .-9

Пётр Алексеевич Кропоткин (1842–1921) Князь-анархист

«Если вы хотите, как мы, чтобы полная свобода индивидуума и его жизни были уважаемы — вы поневоле принуждены будете отвергнуть владычество человека над человеком, какого бы вида оно ни было». Кропоткин мечтал о воцарении на Земле безгосударственного коммунизма, потому что всякое государство – есть инструмент насилия.

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853–1900) Рыцарь Софии

«Чтобы должным образом осуществлять благо, необходимо знать истину; для того, чтобы делать, что должно, надо знать, что есть». Уже названия основных философских работ Соловьёва – «Оправдание добра», «Смысл любви» как нельзя лучше характеризуют направление его мысли. Основной смысл любви, по Соловьёву, создание нового человека, причём прежде всего имеется в виду духовная, а не физическая составляющая. Философ мечтал об объединении человечества на основе христианства (путь к этому лежал через воссоединение церквей). Конечная цель истории для него – богочеловечество и окончательная победа Добра. Ведущую роль в этом процессе он отводил России.

Василий Васильевич Розанов (1856–1919) Излагатель вечно себя

«Что бы я ни делал, что бы ни говорил и ни писал, прямо или в особенности косвенно, я говорил и думал, собственно, только о Боге».

В своей философии Розанов ставил себя на место «маленького религиозного человека» стоящего перед самыми серьёзными вопросами. Одной из главных тем его размышлений была проблема пола. Он считал, что «загадка бытия есть собственно загадка рождающегося бытия, то есть что это загадка рождающегося пола». Такое внимание к половым вопросом вызывало насмешки коллег, а Лосев даже назвал его «половых дел мастером».

Отдел основного книгохранения ЧОУНБ продолжает Год педагога и наставника книжной выставкой, посвященной преподаванию философии .-10

Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) Космический провидец

«Земля – колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели».

Циолковский известен прежде всего как основоположник космонавтики, пионер ракетной техники, но сам учёный отмечал, что для него «ракета – средство, а не цель». Он считал, что человечество должно освоить всё космическое пространство, распространив разум по Вселенной. При этом высшие формы жизни «безболезненно ликвидируют» низшие ради избавления их от страданий.

Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965) Идеал–реалист

«Зло, царящее в нашей жизни, может наносить ущерб лишь тем личностям, которые сами запятнаны виною себялюбия». Николай Онуфриевич Лосский, известный религиозный философ, был в своё время исключён из гимназии… за пропаганду атеизма. В молодости он много странствовал, учился за границей и некоторое время даже прослужил во Французском иностранном легионе. Впоследствии Лосский пришёл к христианству, и после революции вместе со многими коллегами был за свои взгляды выслан из России. За рубежом он вёл достаточно благополучную жизнь, преподавая в различных университетах и имея международное признание. Лосский – один из основателей интуитивизма, называл своё учение «идеал-реализмом». Согласно его концепции, мир является единым целым, а человек, как органическая часть этого мира, способен непосредственно созерцать предмет познания «в его неприкосновенной подлинности».

Отдел основного книгохранения ЧОУНБ продолжает Год педагога и наставника книжной выставкой, посвященной преподаванию философии .-11

Владимир Ильич Ленин (1870–1924) Философ – практик

«Человеческое мышление по природе своей способно давать и даёт нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин». Нет смысла подробно останавливаться на биографии Владимира Ильича Ульянова (Ленина), она всем известна. Стоит только заметить, что он был не только революционером и государственным деятелем, но и крупным философом, а его деятельность вытекала из его философских взглядов. Основа философии Ленина – диалектический материализм. Все наши знания – отражение реальной действительности разной степени достоверности, а естественные науки и философия – неразрывно связаны. Марксизм, по его мнению, «законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма». Главная тема его философских трудов – переход от одной исторической формации к другой и возможность построения справедливого коммунистического общества.

Николай Александрович Бердяев (1874–1948) Философ свободы

«Знание принудительно, вера свободна».

Сам Бердяев называл свою философию «философией свободы». Согласно его воззрениям, Свобода – проявление первичного хаоса, и над ней не властен даже Бог, сотворивший упорядоченный мир. Именно поэтому человек сам несёт ответственность за свои поступки, и зло исходит от него самого, а не от Бога. Другая важнейшая тема его исканий – исторический путь России. Свои размышления о нём он изложил в книге «Русская идея».

Иван Александрович Ильин (1882–1954) Белый идеолог

«Смысл жизни в том, чтобы любить, творить и молиться».

Иван Александрович Ильин был среди высланных из России на «философском пароходе» в 1922 году. За рубежом он стал вести активную политическую деятельность, и сделался одним из идеологов одиозного Русского общевоинского союза, ставившего целью «освобождение России». Ильин, негативно относившийся как к большевизму, так и к буржуазной демократии, открыто симпатизируя фашизму. «Что сделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации Германии и оказал тем самым величайшую услугу Европе», – писал он в 1933 году. После войны он признавал, что Гитлер и Муссолини «скомпрометировали фашизм», однако продолжал с симпатией относиться к франкистскому и родственным ему режимам.

Великие педагоги и наставники

Судьба Алексея Лосева поистине уникальна. Религиозный философ, ученик Павла Флоренского, после революции он остался в Советской России. В 1930-е годы он оказался в лагерях, однако вскоре был освобождён и чудом избежал сталинских чисток. Дожив до глубокой старости, Лосев оставил после себя не только богатое научное наследие, но и плеяду учеников.

Отдел основного книгохранения ЧОУНБ продолжает Год педагога и наставника книжной выставкой, посвященной преподаванию философии .-12

Алексей Фёдорович Лосев родился в 1893 году в Новочеркасске. Его отец Фёдор Павлович преподавал математику и физику, играл на скрипке. С детства будущий философ жил в атмосфере глубокой религиозности. Его дед по отцовской линии был протоиереем и сам крестил новорождённого внука. Отец, однако, страстно любил выпивку и противоположный пол, поэтому вскоре покинул семью, и воспитанием Алексея занималась только мать, женщина тихая, добродетельная и набожная, привившая будущему философу любовь к чтению.

В возрасте десяти лет Алексей поступил в новочеркасскую классическую гимназию. На досуге вместе с матерью юноша посещал местный театр, проводил много времени в библиотеке. До четвёртого класса гимназии тем не менее юноша учился весьма посредственно — науки давались ему с трудом главным образом из-за рассеянности. Однако чем дольше он учился, тем прилежнее становился, буквально с головой погружаясь в математику, философию в 1911 году и филологию. Вместе с этим он посещал музыкальную школу и окончил её одновременно с гимназией.

Лосев поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. Он одновременно постигал тонкости и философии, и филологии, в особенности античной. Большое влияние на молодого человека оказали труды Владимира Соловьёва и его религиозные идеи. В 1914 году он отправился на стажировку в Германию для изучения немецкого философского наследия и обмена опытом с тамошними учёными-антиковедами — однако разгоревшаяся первая мировая война заставила его вернуться в Россию.

В 1915 году Алексей Лосев закончил обучение в университете. Его диплом — «Мировоззрение Эсхила» — был посвящён анализу творчества классика античной драматургии. Труд выпускника был высоко оценён коллегами и товарищами по философским кружкам. Ему прочили большое будущее.

Роковой 1917 год ознаменовался для Лосева серьёзным карьерным ростом. Он защитил магистерскую диссертацию и отправился преподавать философию в Нижегородский университет. О том, чем жил и что чувствовал учёный в те тяжёлые для страны годы, практически ничего не известно. Очевидно, что для деятелей, занимавшихся религиозной философией, настали непростые времена. Несмотря на это, Лосев активно участвовал в жизни Вольной академии духовной культуры, основанной Николаем Бердяевым.

В личной жизни учёного случилось радостное событие — он женился на Валентине Соколовой, дочери хозяина комнаты в Москве, на Воздвиженке, которую он снимал. Молодожёны были тайно обвенчаны одним из учителей Лосева, Павлом Флоренским.

Несмотря на то, что Лосев избежал высылки из страны и не стал участником знаменитого «философского парохода», новые хозяева страны не приветствовали философские штудии Лосева и запретили ему преподавать философию в вузах. Спасение он находил в музыке — точнее, теоретических работах, посвящённых ей, во время работы в Институте музыкальной науки. Также Лосев всё ещё преподавал античную филологию и написал несколько работ, опубликованных в советских издательствах.

Отдел основного книгохранения ЧОУНБ продолжает Год педагога и наставника книжной выставкой, посвященной преподаванию философии .-13

Другая сторона жизни философа была связана с религией. В 1929 году Алексей и Валентина Лосевы тайно постриглись в монахи по афонскому образцу. Эту тайну выдавала только скуфья — монашеская шапочка, которую учёный носил в быту. Его образ жизни можно было бы назвать «внутренней эмиграцией», но это будет неверно — участвуя в научной жизни своей страны, он старался находиться «над» политическим. Несмотря на запрет занятиями философией, он продолжал усердно трудиться, публикуя книги за свой счёт. Эти тексты вскоре стали причиной опалы.

В 1930 году из печати вышла книга Алексея Лосева «Диалектика мифа», которая, хоть и прошла предварительную цензуру, но всё же содержала серьёзную критику марксизма и фактически отрицала догмы диалектического материализма, выдвигая на первые роли в анализе предмета исследования не материальное, а духовное. Публикация вызвала вал критики со стороны марксистской научной общественности и официальных лиц.

В преддверии XVI съезда в газете «Правда» появился ряд рецензий на труды Алексея Лосева, где его называли «философом-мракобесом» и «наглейшим классовым врагом». На самом же форуме ВКП (б) особо рьяно обличал учёного Лазарь Каганович. Его обвинения встречались одобрительными возгласами и требованиями «ставить к стенке».

В апреле 1930 года Лосев вместе с женой был арестован по обвинению в участии в религиозно-монархической организации «Истинно православная церковь» — так НКВД называло течение, направленное на обновление православия в условиях гонения на него советских властей. Философа приговорили к 10 годам лишения свободы, его жену — к пяти. Лосева отправили отбывать наказание на Беломорско-Балтийском канале, где из-за тяжелейших условий работы его здоровье начало ухудшаться, особенно пострадало зрение. Валентина отбывала наказание в Сибири. Отдушиной для обоих была возможность вести переписку.

Улучшить положение Алексея Лосева помог Политический Красный Крест — правозащитная организация, взаимодействовавшая с НКВД и помогавшая материально заключённым. Не последнюю роль в судьбе философа сыграла Екатерина Пешкова, жена Максима Горького. Именно она возглавляла московское отделение правозащитной организации. Благодаря её обращениям Лосева сначала перевели на более щадящую работу, затем позволили переехать к нему Валентине, а в 1933 году, после окончания стройки, учёного и его жену освободили. Более того, как «ударнику» ему позволили поселиться в Москве.

Лосеву вновь запретили заниматься философией, однако ему позволялось читать лекции в провинциальных вузах — о возвращении в «альма-матер» не могло быть и речи. Впрочем, и сам учёный сделал определённые выводы: в своих работах он стал цитировать Маркса, Энгельса и Ленина, однако это никак не влияло на фактический запрет публикаций его трудов.

Отдел основного книгохранения ЧОУНБ продолжает Год педагога и наставника книжной выставкой, посвященной преподаванию философии .-14

Некоторые послабления случились в годы войны. В 1942 году учёного назначили профессором на философском факультете МГУ, где он стал преподавать логику, дали звание доктора филологических наук, но запрет на занятия философией всё ещё оставался в силе. Спустя два года Лосев был уволен по доносу, однако серьёзнее обвинений «в приверженности идеализму» ничего не нашлось. Ходили слухи, что такое мягкое наказание было связано с заступничеством в высших эшелонах власти. Поговаривали даже, что таким «заступником» был сам Иосиф Сталин, хотя подтверждений этому не было.

В 1944 году Лосев получил назначение в Московский государственный педагогический институт. Там он проработал до самой смерти. Кафедра филологии с его приходом превратилась в одну из сильнейших в стране. А спустя 9 лет, после смерти Сталина, учёный вновь получил возможность публиковать свои научные труды. Одно из важнейших произведений автора, где мысль движется диалектическим методом от чистой логики к жизненной конкретности, к осмыслению мира, это «Философия имени» (Москва, 2009).

Казалось, что жизнь налаживается. Но в 1954 году от рака умерла жена Валентина. Новой супругой учёного стала Аза Тахо-Годи, которую семья Лосевых приняла у себя — девушка была дочерью «врагов народа». Она помогала Алексею Лосеву, испытывавшему серьёзные проблемы со здоровьем, в работе и фактически стала хранительницей его научного и литературного наследия.

Учёный активно сотрудничал с советскими научными издательствами, количество публикаций стало насчитывать десятки. Тем не менее власти, с одной стороны, поощряя заслуженного научного работника (например, в 1983 году он получил Орден Трудового Красного Знамени), часто препятствовали выходу в свет его работ — это произошло, например, с биографией философа Владимира Соловьёва.

В 1986 году, когда Алексею Лосеву было уже 93 года, он получил Государственную премию СССР за многотомный труд «История античной эстетики». К этому времени он был уже авторитетом, а на фоне начавшейся перестройки учёный активнее говорил о своих философских и религиозных взглядах.

Алексей Фёдорович Лосев скончался в 94-летнем возрасте. В последние годы его зрение было очень слабым. Несмотря на это, он продолжал работать. Он творил «про себя», формулируя будущие научные труды без помощи печатной машинки. В реализации его творческих планов помогала жена Аза, которая после смерти философа приложила титанические усилия, чтобы весь пласт философского, филологического и литературного наследия великого учёного, запрещаемого на протяжении многих десятилетий, смог, наконец, увидеть свет.

Подробнее об изданиях экспозиции можно узнать на портале ЧОУНБ.

Книжная выставка «Научный вернисаж: философия» продлится до конца ноября.

Соколова Лариса, библиотекарь отдела книгохранения.

Для написания статьи была использована информация из открытых интернет-источников.