33 подписчика

Обзор на произведение Альбера Камю «Посторонний»

На данное произведение я наткнулся во время прогулки по книжному магазину. До этого я слышал про роман «Алхимик», но не читал.

На данное произведение я наткнулся во время прогулки по книжному магазину. До этого я слышал про роман «Алхимик», но не читал. Знакомство с творчеством Камю я все-таки решил начать с дебютного романа писателя – «Посторонний».

Биография автора

На данное произведение я наткнулся во время прогулки по книжному магазину. До этого я слышал про роман «Алхимик», но не читал.-2

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в Мондови, Алжир, который в то время был частью Франции. Отец писателя был убит во время Первой мировой войны, когда Альберу был один год. Мать автора смогла обеспечить небольшой доход и вырастить Камю.

Камю начал писать в раннем возрасте. Поступив в алжирский университет, писатель начал изучать философию. Там же он основал театр, которым руководил и в котором играл сам.

В 1937 и 1939 году были опубликованы первые эссе Камю «Изнанка и лицо» и «Брачный пир». Они были посвящены значению жизни и её радостям. Также Камю развил идею абсурдизма.

Абсурд – это отношение между человеком, который одновременно стремится к счастью и миру, и понимает это рационально, и запутанным и иррациональным миром. Вторая стадия – это не только принятие абсурда в мире, но и «восстание» против него. Причем восстание не политическое, а во имя традиционных ценностей.

В 1957 году Альбер Камю получил Нобелевскую премию по литературе. В том же году он начал работу над четверым романом.

4 января 1960 писатель в возрасте 46 лет погиб в автокатастрофе. Есть гипотеза, что причиной смерти писателя стала организованная Советами авария, но нет никаких доказательств этого.

Краткое содержание

На данное произведение я наткнулся во время прогулки по книжному магазину. До этого я слышал про роман «Алхимик», но не читал.-3

История разворачивается вокруг мелкого чиновника Мерсо, который живет в Алжире. В самом начале произведения он получается известие о смерти матери и просит двухнедельный отпуск у начальника.

За три года до начала повествования Мерсо отправил свою маму в богадельню, или же дом престарелых. Причиной стало низкое жалование, на которое он не смог бы содержать пожилую женщину, и различие характеров персонажей. Мать и сын перестали находить общий язык, и Мерсо решил, что ей будет лучше в окружении других стариков.

По прибытии в богадельню Мерсо отказывается вскрыть крышку гроба матери и попрощаться с ней, пьет кофе, курит вместе со сторожем, а потом и вовсе засыпает. Похороны проходят спокойно, а персонаж воспринимает утрату равнодушно.

По возвращении домой, на следующий день после похорон, Мерсо заводит романтические отношения с бывшей машинисткой из его конторы Мари Кордона. Они купаются на море, идут в кино на кинокомедию и отлично проводят время.

На следующий день Мерсо возвращается домой после прогулки и на лестничной клетке встречает соседа Раймона Синтеса. Мнение в обществе о Раймоне было не очень высокое: ходили слухи, что он работает сутенером. Синстес решил отомстить своей любовнице и попросил Мерсо о помощи: ему нужно было написать любовное письмо от имени Раймона, которое он вручил бы бывшей подруге, а после избил. Мерсо соглашается и помогает соседу.

На следующий день Мерсо и Мари становятся свидетелями драки Раймона с девушкой. Жестокую расправу над любовницей останавливает полиция, которая вмешивается в потасовку. Мерсо вновь помогает соседу и выступает в качестве свидетеля на разбирательстве его дела.

Воскресенье Мерсо, Мари и Раймонд решают провести в гостях у его приятеля Массона. По пути на автобусную остановку персонажи встречают двух арабов. Один из них приходится братом любовницы Раймонда. Эта встреча их настораживает.

В гостях компания отлично проводит время. В один момент мужчины отправляются прогуляться вдоль моря, пока женщины отдыхают от дневной жары, и встречают тех самых арабов. Начинается драка, в ходе которой арабы достают ножи и ранят Раймонда.

Вернувшись в дом, все персонажи перевязывают руку Раймонду и направляют его вместе с Массоном к врачу. В это время разволновавшиеся женщины осыпают Мерсо вопросами, от которых ему становится не по себе.

Когда Раймонд и Массон приходят обратно, Раймонд решает пройтись по пляжу в одиночку. Мерсо решается сопровождать друга. Они идут по пляжу, заходят за высокую скалу и видят тех же арабов. Раймонд выхватывает револьвер и начинает угрожать им, но Мерсо удается выхватить его из рук разъярившегося мужчины и уладить конфликт.

После этого случая Раймонд отправляется в дом, а Мерсо решает побыть в одиночестве и спрятаться от палящего Алжирского солнца. Он идет к той самой скале, около которой чуть не произошло убийство, и встречает араба, ранившего его товарища. Мерсо страдает от жары, его охватывает «пьяная одурь». Он делает шаг к месту отдыха араба, а тот достает нож. Следующее действие Мерсо стал фатальным для араба: он достал револьвер и сделал в него четыре выстрела из оружия.

Вторая часть произведения рассказывает о нахождении Мерсо в тюрьме. Он проходит допросы следователя, который пытается направить его на путь исправления. Мерсо сознается в содеянном и не отрицает своей вины, что удивляет представителя закона.

Так проходят дни за днями. Наступает момент суда. После опроса свидетелей прокурор произносит пламенную речь, в которой обвиняет Мерсо в черствости, всевозможных преступлениях против человечества, указывая на равнодушие на похоронах матери и другие моменты из биографии персонажа. Ответная речь адвоката не имеет такого успеха, как речь его оппонента.

После перерыва председатель суда оглашает приговор: Мерсо приговорен к смертной казни. Дальше идет описание последних дней персонажа. Он не раскаивается, но обретает душевное спокойствие.

Анализ произведения

На данное произведение я наткнулся во время прогулки по книжному магазину. До этого я слышал про роман «Алхимик», но не читал.-4

Анализ стоит начать с разбора названия произведения. Словом «посторонний» можно смело описать главного персонажа романа. Он обособлен от общества и от его интересов. Мерсо выступает больше в роли наблюдателя за обществом, чем активного участника жизни. У него есть место, в котором он может скрыться от глаз окружающих и наблюдать за остальными – это его квартира.

Самый яркий пример обособленности Мерсо – его реакция на смерть матери. Он спокойно реагирует на это, не придав большого значения утрате. Мерсо не равнодушен, но живет больше чувствами, эмоциями, а не воспоминаниями.

Мерсо можно назвать романтическим персонажем, так как он не принят обществом, а также находит своё единение с природой. Это доказывается большим количеством описаний моря, жары и природы Алжира.

По мнению Камю, Высшего разума не существует, а человек одинок в этой вселенной. Есть только воля, характер и личный выбор каждого человека. Так и Мерсо: он гордо стоял на своей правоте и равнодушно принял смерть.

Произведение затрагивает тему поиска смысла жизни. Для Мерсо никакого смысла нет. Мы все живем по инерции, выполняя повседневные действия.

Следующей темой является отношение человека и Бога. Перед смертельной казнью к Мерсо приходит священник. Он пытается наставить его на путь истинный и донести мысль о том, что Бог по итогу всё простит. В ответ же священнослужитель получает монолог Мерсо о том, что вера – лишь слепая надежда на чудо, которая ничем не подкреплена. Он противостоит традиционной системе ценностей, в которой каждый человек – это раб Божий. Именно в этом монологе отражена идея абсурдизма, которая стала основой многих произведений писателя.

Книга понравилась мне. Она показывает те настроения, которые витали в атмосфере в начале XX века среди людей. Камю был приверженцем экзистенциализма, утверждая уникальность каждого человека и принятие бытия. Мы сами ответственны за наши поступки и сами решаем, как сложится наша жизнь.