2,6K подписчиков

Отменить английский в школах? Я, как учитель, не против

4,4K прочитали
«Спрос на русский и китайский языки в мире будет только расти, а те, кто выбрал их для изучения, точно без работы не останутся, заявил Володин, выступая перед студентами в Нанкинском университете. По его словам, изучающие сегодня английский должны понимать, что это умирающий язык» - РИА Новости

Предложения отказаться от английского языка звучат все чаще с высоких трибун. Ну и что же мы топчемся на месте и никак не отменим вымирающий язык в школах? Лично я, как учитель английского, вижу в этом много положительных сторон.

Да, я даю себе отчет, что популистские предложения депутатов и общественных деятелей рано или поздно сталкиваются с невозможностью их реализации на практике. С таким же результатом можно просто заорать в пустое железное ведро посреди поля. Поэтому и отделываемся полумерами вроде запрета надписей на английском и отказа от ВПР (последнему мы, учителя, безмерно благодарны, это без шуток). Но давайте все же постараемся сделать прогноз на случай полного отказа от английского.

«Спрос на русский и китайский языки в мире будет только расти, а те, кто выбрал их для изучения, точно без работы не останутся, заявил Володин, выступая перед студентами в Нанкинском университете.

Итак, этот день наступает. Закон принят, и английского языка в школах больше нет. Около 50000 учителей по всей стране упаковывают в коробки свои личные вещи, сдирают со стен таблицы неправильных глаголов и освобождают кабинеты. Часть из них сможет переквалифицироваться в преподавателей начальных классов – их у нас тоже в дефиците. Малая доля «иностранцев» перейдет в должности педагогов-организаторов, помощников замов по воспитательной работе. Но все же подавляющая часть таких педагогов навсегда покинет школу. Молодые и энергичные смогут пойти в производство – только у нас, в Елабуге, есть масса возможностей найти работу на экономической зоне.

Но все же большая часть учителей продолжит преподавать английский. Опыт блокировки «Инстаграма» (принадлежащей к экстремистской «Мете») показал, что бессмысленно запрещать людям то, на что у них есть спрос. И точно так же английский будет востребован как среди родителей, так и среди молодых людей, нацеленных на получение качественного образования. Запретите детям изучать этот язык в школе, и они перейдут на дополнительное и дистанционное образование. Онлайн-платформы вроде «Скайэнга» увеличат свои прибыли в сотни раз – следовательно, и их налоговые отчисления в бюджет также взлетят до небес. Ну не прекрасно ли для нашего государства? В вымирающем английском языке есть такой изящный глагол – «skyrocket». И так, подобно ракете, сфера онлайн-обучения взлетит в своем развитии. Естественно, множество учителей найдут себе работу в этом формате образования – ведь массовый наплыв учеников будет требовать и соответствующего количества преподавателей. Возможно, появятся новые стартапы в сфере онлайн-обучения, вырастет конкуренция между платформами, найдутся новые эффективные методики преподавания.

Мы будем работать с мотивированными ребятами, которые знают, для чего они изучают английский. Больше никаких танцев с бубном перед пассивными детьми, которые зевают за партами. Никакого учительского бумагомарания, бесполезных мероприятий для галочки и отчета. Никаких разборок с родителями и рабочих звонков поздними вечерами. Только свой предмет, только обучение языку. Красота!

Да, не все учителя английского пойдут в онлайн-обучение. Кому-то проще работать по старинке, репетиторами. И в таком случае без работы мало кто останется. Даже я, имея два класса под руководством и 36 часов нагрузки, подрабатываю частными уроками. Сейчас родители ищут репетиторов для восполнения пробелов в знаниях детей и для подготовки к экзаменам. Представьте себе, насколько вырастет спрос, когда английский попросту исчезнет из школ. Репетиторы и онлайн-обучение станут единственными вариантами продолжать изучение языка. Тысячи моих коллег перейдут в такой формат работы. Как самозанятые, мы будем платить 3-4 процента налогов вместо тринадцати. Ну не замечательно ли?

А теперь представим, чем обернется отмена английского для образовательной системы России. Мягко говоря, болезненно. Ведь из школ уйдут не только десятки тысяч учителей. Уйдут десятки тысяч классных руководителей, которым надо срочно искать замену. В условиях дефицита кадров это будет непросто, и многим педагогам придется брать по два класса (напомню, у меня и сейчас два класса – и не от того, что я рвусь заработать дополнительные пять тысяч). Уйдут десятки тысяч креативных умов, разработчиков методик, участников профессиональных конкурсов, популяризаторов профессий. В конце концов, многие дети лишатся любимых учителей.

Отмена английского приведет и к изменениям в учебном плане школ. Сейчас в средних школах английский в основном преподается в количестве двух часов для начальной школы и трех часов для основной и старшей. Что может предложить министерство просвещения для заполнения освободившихся часов? Уроки военной подготовки? Пилотирование дронов? Семьеведение? Разговоры о традиционных ценностях? После такой замены доверие к школе как к социальному институту снизится еще больше. Да и о китайском языке в качестве альтернативы говорить рано – где вы разом найдете столько преподавателей? Против Китая, кстати, мы ничего не имеем. Китай мы любим. Даже когда-то сняли о нем небольшой ролик.

И ради чего? Ради очередной демонстрации неприятия ко всему западному? Ради очередного витка шовинизма? Смотрите, мы запретили английский язык, потому что нам с вами не по пути! Видите, как мы вас не любим? Только посмотрите на нас, пожалуйста!

Ну и напоследок. Перед написанием этой статьи я провел анонимный опрос среди своих десятиклассников, чтобы узнать их мнение. Нельзя же только опираться на собственные рассуждения? Для лучшей репрезентативности я решил не опрашивать ребят помладше, а в одиннадцатых классах я не преподаю. Участвовало 29 ребят. Вопросов было три. Результаты я округлил до целых чисел.

1. Если в школах отменят английский язык, продолжите ли вы его изучать дальше (самостоятельно, дистанционно или с репетитором?)
«да» - 86%
«нет» - 14%
2. Если у вас будет возможность изучать китайский язык, воспользуетесь ли вы ей?
«да» - 59%
«нет» - 41%
3. Считаете ли вы, что английский язык теряет свою актуальность в мире?
«да» - 10%
«нет» - 90%

А как бы ответили ваши ученики?