Возраст 2-3 года - это период, когда малыш активно изучает мир. Одним из способов его познания является игра. Но зачастую ребёнка не интересуют игрушки, у него отсутствуют навыки ролевой игры. Разберёмся, почему так.
По работе я часто общаюсь с родителями детей всех возрастов. В последнее время очень часто слышу от мам малышей, что дети совершенно не умеют играть. Вроде бы ребёнок попросил десятую по счёту куклу или схватил в магазине очередную машинку, но почти сразу же новая игрушка оказывается заброшенной в кучу таких же забытых в углу. Мамы сетуют и даже обеспокоены: малыша не интересуют игрушки, он не может занять сам себя хоть на десять минут, ноет и канючит, виснет на родителях, не давая заниматься домашними делами.
Но, оказывается, в этом виноваты сами родители. Представьте, что у вас никогда не было, допустим, хлебопечи, но вы знаете, что с помощью неё можно много чего приготовить. Вам очень хочется приобрести новый кухонный прибор. И вот наступает момент, когда ваше желание сбывается, и хлебопечь у вас теперь есть. Вы постепенно пробуете готовить с её помощью: испекли хлеб, приготовили вкусный кекс, замесили тесто для пирожков.
Каждый новый рецепт вы смотрите в инструкции или ищите в Интернете, постепенно пополняя копилку рецептов и совершенствуя кулинарные навыки. Вы учитесь и расширяете умения обращения с хлебопечью.
Так и ребёнок должен пройти этот путь в познании игры с определённым предметом. Малыш изначально не имеет никаких навыков касаемо игрушек и окружающих вещей. Всё это он приобретает, подражая близким взрослым. И только от них зависит, насколько широк будет кругозор у ребёнка и насколько разнообразна будет его игра. Особенно, если ребёнок не посещает детский сад или развивающие центры.
В этом случае все навыки игры он получает только от родителей или родственников. А как он научится играть, если мама с папой постоянно в заботах или телефонах? Как ребёнок додумается, что машинку можно не просто катать, а поставить её в «гараж» или перевозить на ней песок, а куклу можно покормить, уложить спать или одеть и вывести на прогулку? Конечно, новые игрушки будут лежать и не интересовать малыша, ведь он попросту не знает, что с ними делать.
Отложите на некоторое время мобильный телефон и оставьте на потом домашние дела. Покажите ребёнку, как интересно играть с плюшевым мишкой, машинками, фигурками животных. Разыграйте с малышом различные ситуации: поход в магазин или в гости, приготовление пищи с помощью детского набора посуды, купание любимой куклы, всё более усложняя сюжетную линию и добавляя больше деталей в игру.
Вы удивитесь, как малыш будет быстро подхватывать ваши идеи в игре, постепенно проявляя и свою фантазию. А потом вы внезапно обнаружите, что ребёнок увлечённо самостоятельно играет 15, 20, 40 минут уже без вашего участия.
И совсем не обязательно скупать для этого половину магазина игрушек. Наоборот, ребёнку достаточно несколько, соответствующих возрасту и интересам. А для разных вариантов игры с ними подойдут и подручные средства: коробочки, полотенца, баночки. Часть игрушек даже можно убирать на какой-то промежуток времени, чтобы потом у ребёнка был интерес играть с ними как с новыми.
Вовлечённость и заинтересованность родителей в детской игре поможет малышу полноценно развиваться, чувствовать себя уверенно в любой ситуации, научат ребёнка самостоятельности, не говоря уже про расширение кругозора, фантазии, пополнение словарного запаса.
Елена Грибова