Дворец / The Palace (2023)

Страна: Италия, Швейцария, Польша, Франция, 2023
Страна: Италия, Швейцария, Польша, Франция, 2023

Проблема 2000

В 2023 году зрители увидели «наихудший» и самый «бездарный» фильм, созданный под занавес своей карьеры Романом Полански. На 80-ом Венецианском международном кинофестивале критики покидали зал во время показа, спеша наперегонки написать разгромные статьи о том, как оконфузился некогда любимец публики. Удивительно, что в мире шоубизнеса, где Полански ненавидят всей душой, он не только сумел дожить до столь преклонного возраста, но и до сих пор продолжает снимать свои фильмы с «изюминкой». Как и в случае с другими скандальными режиссёрами, на оценку работ Полански влияет тяжесть совершенных им преступлений. И в первую очередь не скупятся на «похвалы» кинокритики. Так что последние «восторженные» отзывы с их стороны, скорее всего, обусловлены тем, что не так давно некие дамы (актрисы и модели) стали вспоминать непристойные эпизоды из своей жизни пятидесятилетней давности с участием режиссёра, и произошедшие, разумеется, без их согласия. Конечно, это ужасная трагедия — поломанные судьбы и спекуляции на громком имени, — но правду гений камеры унесёт с собой в могилу, в этом можно не сомневаться. И даже то, что из-за этого страдают рейтинги его картин, как-будто совсем его не заботит. Лучше дурная слава, чем вообще никакой. Забвение Полански уж точно не грозит.

В то время, как США, Великобритания и Франция отказали в прокатном удостоверении новому шедевру ненавистного им творца, не менее «любимая» ими страна получила возможность оценить все его прелести, правда, не в полном объеме. Полански, как человек творческой верхушки, не мог пройти мимо политических волнений современности. Этому удачно поспособствовало вовлечение в проект актеров разных стран, включая и Россию. Как водится, без русских бандитов 90-х ни один европейский кипиш не обходится. Но дело тут даже не в этом. События, о которых идет речь в фильме, являются переломной вехой в истории всего человечества — время отмерило начало нового тысячелетия. И чтобы там где ни происходило, но тогда смена власти в России либо произвела неизгладимое впечатление, либо в то время мало кто об этом думал, но теперь, с легкой подачи кинематографа, об этом услужливо напоминается мировому сообществу. В связи с этим в фильм была вмонтирована запись прощальной речи Бориса Ельцина, покидающего свой пост. Однако российские зрители увидели этот эпизод в обрезанной версии. Зарубежной публике даже трейлер к фильму представили в ином свете. Кадры выступления Владимира Путина и поднятый в честь него бокал шампанского, должно быть, вызвали общественный резонанс (не это ли заставило критиков покинуть зрительный зал?). А нас оставили без десерта.

Юмор с вышедшим сроком годности, поразительная бестактность и маразм автора. Это более чем красноречиво говорит о той сути картины, которую увидели критики, но вот когда речь заходит о том, из под чьего пера выходят эти определения, впору задуматься об умственном развитии самих рецензентов. Не они ли овациями встречают картины, кишащие туалетным юмором, гендерными извращениями и прочими инсинуациями? Ах, простите, всё то было американским. Тогда вопросов нет. Также можно предположить, что фильм мог не прийтись по душе тем, кого Полански записал в герои своей истории. Вершители человеческих судеб, бизнесмены, элита шоубизнеса и прочие сливки общества были собраны в одном месте, чтобы отметить Новый год. И от того, как они его отметят будет зависеть прямо таки жизнь всего человечества. Конечно, громкое заявление, но, вероятно, эти люди таковыми сами себя ощущают. На этом фоне ирония, с которой Полански описывает их поведение и сущность, может действительно кого-то страшно обидеть. Но нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. Досталось тут всем и каждому, даже нашим соотечественникам.

«Дурно пахнущая» картина Полански тем не менее представляет собой вовсе не то, о чём пишут злопыхатели. Смотрели они, судя по всему, на фигуру самого режиссёра, а не на экран. Однако трудно не заметить то обстоятельство, что среди фильмов западного кинематографа последнего времени «Дворец» выделяется не только скандальной для кого-то подачей материала, но и высшим качеством исполнения. Начиная с технического уровня обработки ленты и заканчивая блестящей актерской игрой, мы видим только абсолютно профессиональный подход к созданию настоящего кино. Если хотите, это ностальгия по тем временам, когда искусство еще не было порабощено наличием обязательных элементов в сценарии, к месту они там или нет. Это ностальгия по временам, когда процент посредственных актеров в постановке был равен практически нулю. «Дворец» обладает таким здравомыслием и точностью идеи, что просто невероятно, учитывая, в каком возрасте над ним работал режиссёр. И ведущие актёры были подобраны из числа тех, кому за пятьдесят, но разве пострадал от этого фильм? Напротив, он поразил тем, что, оказывается, на Западе ещё остались те, кто умеет искусно снимать и правильно играть.

Собрались как-то немец, англичанин и француженка, а также португалец, итальянец, американец, швейцарец и русский... Такова линейка заглавных героев, с соответствующими ярлыками и изображением. Русские решалы, американские мошенники, немецкие педанты, британские развращенные аристократы, французские припадочные дивы и т.д., — каждый выступил в соотвествии со своим образом, не претендующим на выдумку. Уж кому, как не Полански, повидавшему на своём веку множество стран и их представителей, рассказывать о том, кто кем является. Бестактно ли было высмеивать бабуль, перекошенных пластикой или зазывающих в свой номер молоденьких сантехников? Неужели юмор ниже пояса обнаружился в постели престарелого богача и его молоденькой супруги? Оскорбительно ли насмехаться над мнимым богачом с синдромом «из грязи в князи»? И, наконец, какую такую смертельную безысходность критики усмотрели в работе персонала отеля — то, что они убирают грязное бельё, выпивают с постояльцами и подстраиваются под любой их каприз? Ну знаете, пока ещё не придуманы отели самообслуживания, зато высокомерное и разнузданное поведение так называемых элит неизменно прогрессирует.

Это ещё повезло, что Полански проявил невероятно изысканный подход к описанию порочного высшего общества. Отсутствие грязи на экране и ненормативной лексики, роскошная обстановка, вышколенные сотрудники отеля, не теряющие самообладания ни при каких экстраординарных обстоятельствах, шикарный внешний вид сказочного отеля посреди заснеженных гор в Швейцарии — именно так, на фоне прекрасного Полански одним махом уделал всех тех, кто держит в руках мировую политику и искусство. Ведь фильм снят именно для них, а не для рядового зрителя. Это им всем он посвятил, возможно, свой последний фильм. Это им устами своего героя Полански говорит — «Это моя проблема? Нет, это ваша проблема», —держа фигу прямо у всех перед носом, даже не потрудившись посетить шабаш, именуемый кинофестивалем. Если Роман Полански действительно исполнил свой финальный творческий аккорд, тогда он чертовски предусмотрительный и мстительный гений. «Дворец» ему никогда не забудут, как и поклонники хорошего кино надолго запомнят, как во времена мирового творческого кризиса один гонимый отовсюду режиссёр сотворил почти что шедевр, основанный на реальных событиях.

Автор статьи: Sandragus