Продолжение рассказа. Начало здесь.
Когда мы вышли из замка, в деревне все уже свернулись, домики заперли. Но можно прогуляться, да и вот, ходули бросили, можно попытаться походить.
А тут не только на велосипедах, еще и на байдарках путешествуют:
До свидания, замок!
Мы едем по велоуказателям. Тут их специально ведут через деревни. И мы, соотвественно, едем, знакомимся с местной культурой. И что интересно, вот эти сооружения, что мы видели в этнографической деревне, амбары, мельницы, встречались и в деревнях настоящих, и были они вполне действующие, выкрашенные одинаковой красно-коричневой краской.
Мы едем и едем, и надо бы определиться с местом на ночлег. Кемпингов поблизости нет вообще, что делать? На карте в деревне Харальдсбю находим на карте пляж. Ну, думаем, на пляже можно ночью то с палаткой встать. Спускаемся через всю деревню к пляжу. Пляж, правда маленький, пара машин песка. Зато! Есть вышка 7 метров, здание школы плавания - переодевалка. В воде на понтонах плавает термометр, на понтоне промерено, где какая глубина для прыжков. Есть лодка для спасения на водах, и ее никто не ломает. На здании переодевалки схема пляжа. И все это - коммунальное. То есть, принадлежит, грубо говоря сельсовету. Да, для поддержания этого всего аландцы платят налоги в 40%, из которых основная масса уходит в коммуну. Да блин, я готов платить налог в 40%, если буду своими глазами видеть то, на что они ушли, да еще и пользоваться!
Мы готовим ужин, купаемся, и все ждем, когда же пляж опустеет. Но паломничество к вышке все не прекращается. Вот уже и солнце село, а дети, правда со взрослыми, приходят, и прыгают, прыгают. Тут похоже, вся деревня пловцы, а точнее прыгуны с вышки ) Так мы не уснем... И, собрав пожитки, мы уходим на окраину деревни, где повис отрезанный от трассы кусок старой дороги. По пути замечаем местную традицию - украшать почтовые ящики росписью. Мы залезает чуть на камни, ставим палатку, в темноте не замечая, что прямо на чернику )
Утром мы проснулись и обнаружили чернику. Поев ее, прямо лежа в палатке, мы собрались, и поехали дальше. Проехав Харальдсбю, мы выехали к туннелю, на горе над которым располагалась смотровая вышка. А велодорожка шла боком, и с нее-то мы заметили, что есть указатели не только к вышке, но и к ресторану. А указатели написаны в том числе и по-русски - "попробуйте Аландскую запеканку!". Ну что, зайдем, попробуем?
Вот хозяин вешает на флагшток флаги.
Что-то юмор не очень европейский...
Выясняем у хозяина, он только открывается, еще ничего не готово, но можно пока сходить на вышку. Она не его, но денежки он передаст. Мы сходили на высокую и скрипучую вышку, пофоткали и пофоткались, спустились. Тут подоспела наша запеканка, мы ее отведали, и... разговорились с хозяином - у него жена русская, из Питера. А потом и она сама возникла, разговорились. Интересно там жить, и не так уж просто, как может показаться, вот. И 40% не все платят уж так поголовно, но да, многое на доверии. ) А еще аландцы не на шутку струхнули после крымской эпопеи. Подумали, небось, что их с Бомарсундом тоже присоединят обратно. В общем, были у них в семье разговоры. Мы набрали у них воды, попрощались. Будете мимо проезжать - заходите. Говорят, из Казани не первая мы велогруппа в этом году. Только воды особо много не набирайте, ее им в бочках привозят на верх горы.
Едем дальше. На карте я по ошибке принимаю значок "достопримечательность" за значок "музей" и делаю ложный вывод, что рядом есть музей-пивоварня Стальхаген. Ну, и мы почему-то решили, что туда мы поедем. В итоге, там был просто ресторан, и я не удержался, и причастился к алкобайкингу...
Едем велотропами! Началась Йомала или Юмала, поди ее разбери, самая развитая из деревенской части Аландов, почти Голландия. Дальше будет только город, а пока поля-деревеньки-поля. Тут велотропа совсем отклонилась от прямого пути, закручиваясь по старинным трактам.
На подъеме перед очередной деревней находим интересное явление - лавка самообслуживания. Стоит на столике термос с сиропом, рядом печенье. Печенюшечка - сколько-то евро. Попили, правда, вытряхнув из горлышка термоса забившихся туда муравьев, заели. Не, это отлично. Но меня пробило на сентиментальность - уж больно все это, вот это печенье без продавца, напоминало впечатления от книжки про Муми-троллей. Но я-то думал, тот мир выдуманный, ан нет, есть в реальной жизни его проявления. И что характерно, я верю, что и у нас когда-то тоже будет так. Вот лично приложу усилия. Как-нибудь)
Ну а дальше, мы вышли на финишную прямую. Началась городская черта, сначала ничем не отличающаяся от окрестных деревень, и даже промелькнула церковь постройки явно раньше, чем возник Мариехамн, а потом город становился выше и современнее. Вот и кольцевое движение на дороге с замысловатыми велодорожками подныривающими под него, вот и остановка общественного транспорта. Вот мы едем узкими улочками, вот едем по Оландсвейен, Аландской дороге, улице по середине Мариехамна. А вот и на перекрестке с Эспланадой и наш отель. Фууууф! Доехали! Не сказать что не устали - рюкзаки за плечами и впивающаяся в ногу педаль (хоть порой и не замечаемые из-за интересной округи) сыграли свою роль - радостно бросаем велики без какой-то охраны к забору, и идем заселяться.
Теперь, надо срочно найти место, где будет в пять утра забирать нас паром, поесть, сходить в морской музей, ведь мариехамнцы живут морем, и посмотреть на один из старинных парусников - "Померанию". Байки все это время стоят непристегнутые, дожидаются.
Вот оно море:
Внезапно. На Мариехамне проводились дни гей-толерантности, однако несмотря на флаги и плакаты, никакого наплыва геев и толерантности, да и вообще мероприятий на тему мы что-то не заметили... а перечисленные в парке явления - так они там каждый день и без особых дней. Такое чувство, что в Европе это что-то типа обязаловки, комсомольской разнарядки, на которую в душе глубоко по барабану. Так что можете быть в покое за традиционные ценности, с таким подходом к нетрадиционными они в полной безопасности )
Церковь, по-шведски - чюрка.
Мария Александровна. В честь нее и назван город.
ААА! Трехколесный велосипед для бабушек!!! Вот видите, что старый, что малый, всяко трехколесно.
В саду, где вроде как должны проходить мероприятия - все как обычно. Пасется с цыплятами павлин, прямо на траве. Сад закрыт на калитку, чтобы они не сбежали. Все люди заходят и закрывают за собой.
Мы идем в парк, сидеть на камнях и готовить на плитке остатки не съеденной за поход еды. Да, с едой вот какой вышел расклад: в Турку нет того набора консервов, к которому привыкли мы. Консервы только рыбные - тунец (Tuna) и лосось (Lohi), лосось бывает с грибами, а тунец с овощами. Не рыбных консерв в магазинах шаговой доступности мы не нашли. Точнее, были одни, но они были свиным фаршем. А вот с крупами все в порядке. Гречки нет, но рис с горохом - пожалуйста. Вот только горох был какой-то трудноразвариваемый. И да, берите с собой финна. Традиции писать на продуктах состав по-английски тут нет. Пришлось экстраполировать познания в английском на шведские подписи. В итоге, пара "лохов" так и уехала в Казань.
Вернувшись в номер, под вечер, мы написали записки на байк, что, мол, мил человек, бери что хочешь, путешествуй, получай удовлетворение. Замутили байк-кроссинг. Надели записки на рули. А в пять утра мы выписались из номера и пошли на утренний эстонский паром до Стокгольма. Здоровенная махина повезла нас между островов в другую страну, а наше велопутешествие по Аландским островам закончилось! Что ж, это был замечательный опыт, который все рекомендую: нет, серьезно, если ездить по Европам, так лучше по таким, концентрированным, сельским, где самый высокий уровень жизни, поддерживаемый самими гражданами, при этом дружелюбно относящимися к россиянам, и в то же время места, которые играли важную роль в нашей истории, тех ее страницах, помнить которые нужно.
Немного статистики:
стоимость 2х подержанных велосипедов - 100 евро
продукты - цены в 2 раза выше, чем для аналогичного похода в наших краях
пройдено:
1ый день, Турку - Теэрсало: 45 км
2ой день, Хакенпяа - Кустави: 32 км
3ий день, Хуммельвик - Харальдсбю: 30 км
4ый день, Харальдсбю - Мариехамн: 27 км
В общем-то, всего-ничего. Но, к счастью, из-за поломки вела, мы ехали неторопливо, вдумчиво, осматривались и фотографировали, получая удовольствие. Чего и вам желаем!