Многие считают, что в чтении книг не нужно никакой системы, не нужно этому учиться, так же как не нужно учиться дышать, есть или пить. “Бери и читай!”. Нет, этому необходимо учиться, стоит обращать внимание на то, как вы читаете. Когда, человек берёт книги беспорядочно, читает в спешке, не раздумывает о прочитанном, он становится подобен сито. Прочитанное как вода проходит сквозь него, оставляя только растущую со временем неудовлетворенность чтением. Ничего не остается в этой структуре, все забывается, не приносит никакой пользы и не начинает воздействовать. Тогда человек приходит к выводу: “А читать и вовсе не нужно. Какой от этого прок, если я все забываю через неделю?”. Нельзя читать книги исходя только из удовольствия. Да, получать от литературы удовольствие тоже важно, но это удовольствие должно быть длительным, накапливающимся, обогащающим нас, переходящим в потребность.
Осознанное чтение играет важную роль в нашем развитии и образовании. Когда мы читаем сознательно, мы активно взаимодействуем с текстом, анализируем его содержание, вырабатываем собственные мысли. Это помогает нам развивать критическое мышление и умение аргументировать свои взгляды. Читательский дневник и заметки позволяют нам сохранять и организовывать наши мысли и впечатления, а также возвращаться к ним в будущем. Таким образом мы ведем диалог с книгой, обмениваемся мыслями и идеями с автором. При чтении было бы неплохо формулировать свои вопросы. Ваши вопросы должны взломать систему клише. Идите по линии этих вопросов и оживляйте текст. И да, не бойтесь писать прям в книгах.
Теперь о том, почему прочитанное надо обсуждать.
- Учимся понимать своё понимание.
Обсуждение книг формирует в нас умение понимать тексты идеи и сюжеты, рефлексировать над своим пониманием, обращать внимание на себя. Когда мы один на один с книгой это важно, но особо значимые тексты нужно обсуждать. Преимущество чтения в группе - изложение своих мыслей, своего понимания, попытка сделать текст понятным, попытка объяснить свое понимание другому человеку, донести свою мысль в сжатой ёмкой форме.
2. Учимся понимать понимание другого человека.
Когда мы читаем в группах мы замечаем, что многие вещи в тексте прошли мимо нас, остались незамеченными, текст засвечивается другим светом. Та же история может быть понята и объяснена с различных точек зрения. В группе становится ясной ограниченность собственного понимания, а другие люди помогаю преодолеть эту ограниченность. Кроме того мы учимся внимательно слушать друг друга. Мы должны внимать своему собеседнику, чтобы продолжать мысль, не повторяться, лучше раскрыть тему. Таким образом мы учимся понимать других, а наше внимание и слух приподнимаются на новую ступень.
3.Приведение пониманий к общему знаменателю.
Когда мы слушаем, мы учимся соотносить свои интерпретации, что требует внимания и открытости другим мнениям. Беседа о книге в группе как симфония с множеством звуковых инструментов, где все сливается в один аккорд. Обсуждение сводится к емким, содержательным формам.
Мы начинаем получать удовольствие от проделанной работы, восприятия своего мышления и в конце возникает удовлетворенность от того, что мы усилили друг друга, обратили большее внимание к деталям, научились чему то у каждого участника беседы, лучше поняли текст. Возникает чудо: то, что мы читали поспешно, глотая, забывая, удерживается в памяти, мы можем процитировать, показать свое глубокое понимание, использовать понимание в других текстах. Наиболее важные книги было бы лучше читать таким образом и обсуждать с кем-либо.
Конечно же каждую книгу так читать просто не хватит ни времени, ни сил. Но книги, которые вам кажутся наиболее важными, стоит попробовать читать так. К слову, не записывайте в ваш дневник всё подряд, не выписывайте огромное количество цитат, так вы быстро устанете и забросите ведение дневника, как это когда-то сделал я, лучшим будет написать своими словами, определить ключевые слова, задать вопрос и попытаться на него ответить.
Ведёте ли вы читательский дневник?