Найти в Дзене

Что такое дисграфия и как ее профилактировать

Изображение из открытых интернет-источников
Изображение из открытых интернет-источников

Это понятие НЕ связано с интеллектуальными способностями ребенка, это нарушение, которое относится к письму.

Разумеется, это вызывает проблемы в процессе образования, так как даже в целом способные ученики могут допускать элементарные ошибки в простых словах, что будет отражаться на общей успеваемости.

Как определить дисграфию? Вот несколько признаков:

1. У ребенка может быть перманентная проблема с переносом слов.

2. Такая же постоянная проблема с написанием «за полями».

3. Ученик может не видеть границ между словами, пробелов, из-за чего все слова как бы сливаются воедино.

4. Замечаются попуски последних букв в словах

(Остановк)

5. Прослеживаются замены букв, например

Ж-х (муХомор;)

Б-д (колоДок)

И-у (клУмат)

6. Можно встретить зеркальное написание букв в;э;з;г;е

7. Перестановка букв и слогов: маИШна

8. Постоянные пропуски мягких и твердых знаков

Как правило с такого рода проблемой работают логопеды и нейропсихологи, натренировывая правильное написание. Но родители также могут оказать большую помощь

1. Проследите ошибки ребенка в написании, какой они носят характер. Для себя и для него обозначьте все описки/неточности/ошибки, которые встречаются чаще всего. Так вы поймете - что нужно лучше проработать.

2. Не старайтесь торопить ребенка в написании, так как легко запутается. Затем лучше похвалить его за старание, нежели указать на медлительность.

3. Для сравнения берите только прошлые работы этого же ребенка, не другого, не упоминая о других детях и их успехах.

4. Заведите отдельную тетрадь и записывается туда вместе интересные мысли, веселые стихи собственного совместного сочинения, например.

5. Не стоит забывать о чтении, это очень важная составляющая грамотного письма, так формируется насмотренность.

Есть множество интересных игр, которые способствуют лучшему запоминанию правописания слов и натренировывает внимательность у детей. Приведем пример несложных, но довольно эффективных игр.

1. Магазин.

Необходимо нарисовать несколько предметов, например дыня, персик и т.д., а затем разрекламировать их, описывая каждый по первой букве этого предмета, например:

Д-диетическая

Ы-

Н-насыщенная

Я-яркая

Данное упражнение содействует формированию семантического образа слова, профилактирует пропуск букв.

2. Арабское письма.

В данном упражнении диктуются слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны листа и наоборот (задом наперед). Затем написанное должно читаться (в нормальном формате – слева направо) в естественном виде, например:

«В океане живет рыба-еж» - написанное будет выглядеть так: же-абыр тевиж енаеко В».

3. Словесный мяч.

Почти то же самое, что и игра в «города», только со всеми словами. Первый игрок говорит слово, второй должен продолжить, называя другое на последнюю букву предыдущего. Лучше называть на предпоследнюю или на третью букву. Также в игре используется мячик, который кидается в момент передачи хода (слова).

4. Древнерусское письмо.

Взрослый диктует предложение, в то время ребенок должен записать его сначала только согласными, вместо гласных ставя пропуски – троеточия, а затем только гласными, например:

«Отважный Миша бежит от мыши» - …тв...жн…й М..ш.. б...ж..т ..т м….ш…

А затем это будет выглядеть так: О…. …а… …ы… …и..а …е..и…о …ы…и.

Суть в том, чтобы сделать вывод – какое вариант читается легче.

Говоря о дисграфии в целом, не стоит недооценивать эту проблему, но и угнетать ребенка за постоянные описки нельзя, потому что это может быть не признаком интеллектуальных отклонений.

Янко Елена, специалист