Это понятие НЕ связано с интеллектуальными способностями ребенка, это нарушение, которое относится к письму.
Разумеется, это вызывает проблемы в процессе образования, так как даже в целом способные ученики могут допускать элементарные ошибки в простых словах, что будет отражаться на общей успеваемости.
Как определить дисграфию? Вот несколько признаков:
1. У ребенка может быть перманентная проблема с переносом слов.
2. Такая же постоянная проблема с написанием «за полями».
3. Ученик может не видеть границ между словами, пробелов, из-за чего все слова как бы сливаются воедино.
4. Замечаются попуски последних букв в словах
(Остановк)
5. Прослеживаются замены букв, например
Ж-х (муХомор;)
Б-д (колоДок)
И-у (клУмат)
6. Можно встретить зеркальное написание букв в;э;з;г;е
7. Перестановка букв и слогов: маИШна
8. Постоянные пропуски мягких и твердых знаков
Как правило с такого рода проблемой работают логопеды и нейропсихологи, натренировывая правильное написание. Но родители также могут оказать большую помощь
1. Проследите ошибки ребенка в написании, какой они носят характер. Для себя и для него обозначьте все описки/неточности/ошибки, которые встречаются чаще всего. Так вы поймете - что нужно лучше проработать.
2. Не старайтесь торопить ребенка в написании, так как легко запутается. Затем лучше похвалить его за старание, нежели указать на медлительность.
3. Для сравнения берите только прошлые работы этого же ребенка, не другого, не упоминая о других детях и их успехах.
4. Заведите отдельную тетрадь и записывается туда вместе интересные мысли, веселые стихи собственного совместного сочинения, например.
5. Не стоит забывать о чтении, это очень важная составляющая грамотного письма, так формируется насмотренность.
Есть множество интересных игр, которые способствуют лучшему запоминанию правописания слов и натренировывает внимательность у детей. Приведем пример несложных, но довольно эффективных игр.
1. Магазин.
Необходимо нарисовать несколько предметов, например дыня, персик и т.д., а затем разрекламировать их, описывая каждый по первой букве этого предмета, например:
Д-диетическая
Ы-
Н-насыщенная
Я-яркая
Данное упражнение содействует формированию семантического образа слова, профилактирует пропуск букв.
2. Арабское письма.
В данном упражнении диктуются слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны листа и наоборот (задом наперед). Затем написанное должно читаться (в нормальном формате – слева направо) в естественном виде, например:
«В океане живет рыба-еж» - написанное будет выглядеть так: же-абыр тевиж енаеко В».
3. Словесный мяч.
Почти то же самое, что и игра в «города», только со всеми словами. Первый игрок говорит слово, второй должен продолжить, называя другое на последнюю букву предыдущего. Лучше называть на предпоследнюю или на третью букву. Также в игре используется мячик, который кидается в момент передачи хода (слова).
4. Древнерусское письмо.
Взрослый диктует предложение, в то время ребенок должен записать его сначала только согласными, вместо гласных ставя пропуски – троеточия, а затем только гласными, например:
«Отважный Миша бежит от мыши» - …тв...жн…й М..ш.. б...ж..т ..т м….ш…
А затем это будет выглядеть так: О…. …а… …ы… …и..а …е..и…о …ы…и.
Суть в том, чтобы сделать вывод – какое вариант читается легче.
Говоря о дисграфии в целом, не стоит недооценивать эту проблему, но и угнетать ребенка за постоянные описки нельзя, потому что это может быть не признаком интеллектуальных отклонений.
Янко Елена, специалист