Начальный курс грамматики в школе охватывает широкий круг сведений.
- Фонетический состав слова.
- Деление слов на слоги и другие значащие части.
- Знакомятся с частями речи.
- Знакомятся с видами предложений.
- Узнают, что такое члены предложения.
На основе этих сведений, усваивают справила правописания.
Курс грамматики и правописания делится на четыре раздела:
«Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Если упустить из виду хотя бы одну часть этой программы, речевое развитие может быть замедленно.
Основные понятия по разделу «Звуки и буквы» ребёнок получает в первом классе»
Дети учатся различать звуки речи на слух (гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, твёрдые и мягкие согласный, шипящие). Учатся правильно их обозначать.
Обращается внимание детей и на тот факт, что между письмом произношением часто бывают несоответствия. Поэтому важно развивать у первоклассников орфографическую зоркость.
Орфографическая зоркость – умение видеть связь слова с правилом.
Полезно практиковать пояснительное письмо – просить детей объяснить написание каждого слога.
В лесу сосна.
- В – предлог.
- Лесу – ударение падает на У, безударный гласный –Е, проверочное слово – лес.
- Сосна – ударение на а, безударный гласный – о, проверочное слово – сосны.
В то же время у детей необходимо вырабатывать навык самоконтроля, умение самостоятельно проверять написание по учебнику или словарю.
Не экономьте на этом время, не подсказывайте правильное написание.
Раздел «СЛОВО»
Вы, наверное, сталкивались с тем, что ребёнок знает правила, может повторить их без запинки, а когда начинает писать, допускает ошибки в самых безобидных словах.
Например, упражняясь в школе или дома, ребёнок много раз писал: класс, работа, река.
Но всё же делает в них ошибки. Это потому, что у ребёнка нет внимания к языковым явлениям. И слова он просто пытается запомнить, а их становится всё больше и больше.
Он не видит связи между словами песок и песочница, работа и рабочий и заучивает каждое слово, как новое.
Нужно обращать внимание детей, на то, что многие слова не нужно запоминать, нужно просто искать им родню.
Есть ряд слов, которые нужно заучивать – словарные слова. Обычно их список есть в конце учебника. А дети их выписывают в отдельный словарик. Вот здесь нужны тренировки и повторение.