Деятельностный подход как современная педагогическая технология в изучении общеобразовательных дисциплин.

Илясова Вероника Ивановна

В этой статье рассматривается деятельностный подход как современная педагогическая технология в изучении общеобразовательных дисциплин на примере ПД.03 Физика. Актуальность выбранной темы обусловлена внедрением новых общеобразовательных стандартов.

Физика как язык Вселенной
Физика как язык Вселенной

Традиционный подход к образованию больше не эффективен в современном обществе, где технологический прогресс и глобализация привели к новым требованиям к качеству образования.

Физика в школе, преподаваемая в 20 веке, радикально отличается от физики в 21 веке. 20 век - век индустриализации, физика 20 века - предмет, выводящий на профессию, нацеленный на дальнейшее обучение в технических вузах.

Но время изменилось. Физика в 21 веке - это так называемый “soft skills” - колоссальные умения вне самой физики. Самое интересное в современном естественнонаучном образовании - это упор на развитие ребенка, психологию развития, на моделирование образовательных событий.

Физика как дисциплина - это не только про физику. Физика дает важные вещи в плане мышления.

Внедрение новых общеобразовательных стандартов в 2023 году приведет к значительным изменениям в образовательном процессе, акцентируя внимание на развитии профессиональных навыков, умений и компетенций и переопределяя роль преподавателя как наставника и координатора образовательной деятельности, а также делая большой акцент на развитии практических навыков посредством практических занятий, семинаров, стажировки и практики, позволяющие обучающимся получить реальный опыт и применить свои знания.

Физика является одним из фундаментальных предметов, но традиционные методы преподавания физики часто не поощряют активное участие или не развивают аналитические и творческие навыки.

При деятельностном подходе люди рассматриваются как активные творческие фигуры, и их личность формируется через взаимодействие с миром.

Концепцию “учения через деятельность” впервые предложил в начале 20 века американский ученый, философ и педагог Джон Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:

  • учет интересов учащихся;
  • учение через обучение мысли и действию;
  • познание и знание как следствие преодоления трудностей;
  • свободная творческая работа и сотрудничество.

Принцип Дьюи "обучение на практике" подчеркивает практическую деятельность как способ ознакомления с теоретическими концепциями. Он считал, что дети должны участвовать в обучении, основанном на исследованиях и проектах, где они могут применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях. Такой подход помогает детям развивать критическое мышление, умение решать проблемы и аналитические навыки.

По Дьюи, содержание образования должно быть представлено не как догма, а скорее как стимул для дальнейших исследований. Он считал, что опыт и интересы детей должны быть отправной точкой для обучения, и что преподаваемый материал должен иметь отношение к их жизни и помогать им решать реальные проблемы. Внедряя свои принципы, Дьюи стремился произвести революцию в образовании и подготовить будущие поколения к постоянно меняющемуся миру.

Джон Дьюи
Джон Дьюи

Деятельностный подход в образовании является одним из основных концептуальных подходов к обучению и возник в рамках культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Этот подход основан на активном взаимодействии учащегося с учебным материалом и создании ситуаций, которые способствуют развитию его когнитивных и познавательных способностей.

Деятельностный подход в обучении физике представляет собой технологию, при которой учащиеся активно участвуют в процессе обучения, самостоятельно выполняя различные задания и эксперименты. Этот подход помогает учащимся лучше понять и усвоить материал, а также развить навыки критического мышления и решения проблем.

Лев Семёнович Выготский
Лев Семёнович Выготский

Однако, несмотря на все преимущества, существуют определенные трудности в реализации деятельностного подхода при изучении физики. Вот некоторые из них:

  • Недостаток ресурсов: для реализации деятельностного подхода необходимо иметь доступ к лабораторному оборудованию, компьютерам, интернету и другим ресурсам. В некоторых случаях, особенно в сельских школах или в условиях пандемии, может быть сложно обеспечить доступ к необходимым ресурсам.
  • Отсутствие опыта и навыков у учителей: некоторые учителя могут испытывать трудности в применении деятельностного подхода, так как это требует от них новых навыков и методов обучения. Они могут быть не знакомы с современными методиками и технологиями обучения.
  • Разнообразие учащихся: Деятельностный подход может быть сложным для некоторых учащихся, так как требует активного участия и самостоятельного выполнения заданий. Для таких учащихся может быть необходим индивидуальный подход и адаптация учебных материалов.
  • Временные затраты: применение деятельностного подхода может потребовать больше времени на подготовку и проведение занятий, что может создавать нагрузку на учителей и снижать эффективность работы.
  • Технические проблемы: использование технологий в учебном процессе может столкнуться с техническими проблемами, такими как низкая скорость интернета, проблемы с программным обеспечением и т.д. Это может затруднить или сделать невозможным применение деятельностного подхода.

В целом, реализация деятельностного подхода в обучении физике требует определенного уровня подготовки и ресурсов со стороны учителей и администрации школы. Однако при правильном подходе и адаптации учебных материалов этот подход может существенно повысить качество обучения и интерес учащихся к физике.

Роль преподавателя в организации деятельностного обучения имеет ключевое значение для достижения успеха в образовательном процессе. Деятельностный подход к обучению акцентирует внимание на деятельности учащихся, применении полученных знаний на практике и развитии ключевых навыков. В данной методике, учитель выступает в качестве фасилитатора, ведущего и направляющего учебный процесс.

Первоначально, преподаватель играет роль организатора деятельности. Ему необходимо создать условия, обеспечить доступ к необходимым материалам, разработать структуру урока или занятия.

Также, преподавателю важно выработать четкую последовательность заданий, которые будут стимулировать обучающихся к активному участию и осознанному погружению в обучение.

Затем, преподаватель должен умело применять техники фасилитации, чтобы создать сотрудническую и поддерживающую атмосферу в группе. Это включает в себя умение слушать обучающихся, стимулировать их рефлексию и критическое мышление, а также способность поддерживать диалог и содействовать взаимному обмену идеями.

Преподаватель, выполняя роль фасилитатора, должен создавать условия, в которых ученики чувствуют себя свободно для выражения своих мыслей и идей.

Кроме того, учитель играет важнейшую роль в поддержке процесса мотивации и рефлексии. У него есть возможность помочь обучающимся осознать ценность и важность того, что они изучают, а также осуществить свои потребности в саморазвитии. Преподаватель помогает учащимся определить свои цели и задачи, поставить перед собой новые вызовы и оценить достижения.

Он также может помочь обучающимся узнать и оценить свои сильные и слабые стороны, чтобы продолжить развивать свои навыки и знания. Он становится партнером учеников в обучении, помогая им развивать навыки самостоятельности, взаимодействия и рефлексии.

Таким образом, применение деятельностного подхода в образовании позволяет развить у учащихся активность, проблемность, познавательный интерес и самостоятельность. Эти принципы способствуют более глубокому и качественному усвоению учебного материала, а также развитию критического мышления и творческих способностей учащихся.

Деятельностный подход к образованию ориентирован на развитие личности, ее самоконструирование и самоактуализацию через деятельность в предметной области. Речь идет не о накоплении знаний в узкой области, а о формировании личности и подготовке ее к жизни, дающей ей возможность адаптироваться к изменениям и участвовать в обучении на протяжении всей жизни и личностном росте.

Деятельностный подход - это не просто набор образовательных техник или методологий, а философская основа образования, которая ставит во главу угла формирование личности и ее саморазвитие в процессе деятельности.

Автор статьи: Вероника Ивановна Илясова
Автор статьи: Вероника Ивановна Илясова