Найти тему
Прифэшонная

О чем мода сегодня?

«Мода — это лакмусовая бумажка событий в мире». Эту фразу я впервые услышала на форуме «BeinOpen 2021» в Москве от редактора одноименного медиа Максима Муратова. И рефлексируя над этой фразой я поняла, что это действительно так. В коллекциях, съемках мы видим мысли и чувства модельеров, фотографов, визажистов, моделей и стилистов по поводу окружающих нас проблем и их решений. Они как художники, только из мира моды. Но о чем же они нам хотят сказать?

О жизни. О психологии. Об экологии. О неравенстве. О красоте. Список можно продолжать долго. Сейчас практически каждое событие отражается в коллекциях дизайнеров на подиуме.

Давайте на трех глобальных трендах я докажу вам, что мода впитывает абсолютно все события в нашей жизни и отражает их в коллекциях.

1. От глобализации к локализации

В 1956 году началась глобализация. Знаете почему? Потому что водитель грузовика, которому надоело ждать, пока из его грузовика все выгрузят и погрузят на корабль, изобрел контейнер. Зовут его Мальком Маклин. Благодаря ему переброска товара сейчас занимает несколько минут. Доставка стала дешевле и покупать за границей стало проще. Еще и интернет ускорил этот процесс. И вот люди из разных стран закидывают себе в корзины одинаковые вещи.

Всё было отлично, но в 2020-м глобализацию оборвала пандемия. Местные дизайнеры быстро сориентировались и принялись строчить одежду дома. Событие 2022 года вынудили Россию локализоваться еще больше. Это ясно дало понять, что пора покопаться в закромах своей страны — ведь наши дизайнеры и швеи ничуть не хуже, но им было не пробиться сквозь тяжёлую артиллерию зарубежного масс-маркета.
Сегодня локализация — один из самых важных трендов в моде, особенно в российской.

Но локализация — это не только про «я вот тут вот сижу, шью и своим же друганам продаю». Это про культурные коды: народный костюм, валенки, шапка-ушанка, самовары, хохлома, панельки и т.д.
Вот некоторые бренды, которые успешно заигрывают с нашей культурой и благодаря этому двигают ее вперед, давая нам пищу для размышления:

Слева направо: Onsitsa, Vereja, Запорожец
Слева направо: Onsitsa, Vereja, Запорожец

2. Индивидуальность

Раньше как было? Четко написано в Cosmopolitan: «Носим только черные джинсы и все». Все остальное не модно. Через месяц «А теперь носим мини-юбки». Раньше мода была более закрепощенной и жёсткой. Был узкий круг экспертов, который диктовал что да как. Но с тенденцией на любовь к себе, боди-позитив и ментальное здоровье мода изменилась. Теперь главный тренд — индивидуальность. Модно выглядеть так, как тебе самому кайф. Да, модные карго никто не отменял, но если они не вписываются в твой гардероб, то это не значит, что ты не модный. Это значит у тебя есть свой стиль, в который ты включаешь совершенно другие тренды, которые подходят именно тебе. Благо трендов великое множество.

Мне на ум сразу приходит стилистка Salavat Kypere. Она очень любит Balenciaga. И эстетику субкультуры готов. И вот в ее стиле это как-то очень классно замиксовалось. Она не собирает в себе все тренды подряд. Она создала свой собственный стиль и выглядит великолепно. Она модная? Конечно. У нее свой неповторимый стиль? Естественно.

Или вот Рената Литвинова. Образ с таким налетом ретро. Но по ней не скажешь, что ее достали из бабушкиного шифоньера вместе с платьем. Нет, силуэт модный и актуальный. Индивидуально? Абсолютно. Современно? Да.

-3

3. Устойчивость

Благодаря безответственному отношению людей к экологии последние лет 5 в России (а в мире около 10-ти) люди активно развивают тенденцию на осознанное потребление. Устойчивость — это сокращение вреда для природы модной сферой. Важно не только сделать производство более экологичными, но и донести эту мысль до дизайнеров и потребителей.

Поэтому появился такой тренд как ресайкл и апсайкл. Рома Уваров делал свои коллекции из винтажных, советских тканей. Даже аксессуары он собирал по барахолкам и уже у себя в мастерской делал из этого новые, странные, наполненные ностальгией вещи. Кстати в коллекциях у Ромы большое место занимает локализация. Он вдохновляется советскими застольями, свадьбами, школьной порой советских детей и многими другими моментами прошлого.

Коллекция Ромы Уварова 2018 года
Коллекция Ромы Уварова 2018 года

Момент устойчивости произошёл также только на подиуме, но и на ковровой дорожке. На Met Gala в честь Карла Лагерфельда почти все гости были в старых платьях брендов. Раньше это было позорно — прийти в платье из прошлой коллекции. А теперь это винтаж. И если Ким Кардашьян берет старое платье в котором выступала когда-то Монро, то простые смертные ходят в секонды. И черт возьми, многие находят там офигенные вещи.

-5

И хочу еще один конкретный тренд показать, который меня очень впечатлил. Он будет связан с эмоциями. Каждый человек их проживает по-разному. Кто-то вообще закрывается от них, а кто-то не может вынести этого бесконечного потока. Кто-то проживает эмоции при помощи крика, а кто-то плачет. Изначально тренд зародился в ТикТоке, но бренд USHATAVA перенесли его на подиум. На их показе модели вышли с наклеенными слезами. Бренд объяснил это тем, что они находятся на пороге перемен, поэтому слезы накатываются на глаза от грусти и ожидания чего-то нового. Для меня этот тренд про то, что плакать не стыдно. Мы все люди и нам иногда бывает тяжело. И мы плачем. Если для того, чтобы люди поняли, что психическое здоровье такая же важная часть как и наше физическое, дизайнерам надо наклеить фальшивые слезы на лица моделей, то пусть будет так.

-6

Иногда нам сложно понять моду, как и современное искусство. Мы часто думаем: «А куда это носить, а кто этот макияж будет для себя делать?» Но мы забываем, что иногда дизайнеры, как и художники, хотят нам рассказать свою историю. О боли, любви, красоте, разочаровании, стремлении и так далее. Посмотрите и восхититесь той картиной, которую вам нарисовали из ткани, туфель, лака для волос, страз, света, моделей и декораций. Не делите моду на модные туфельки и классную футболочку.

Мода — это давно уже нечто более разумное и живое, с душой и чувствами.