Легенда гласит, что когда Потаватоми еще жили на восточном берегу озера Мичиган, недалеко от могил своиз предков, старику, известному как Лис Вакуша, приснился сон, в котором Великий Дух сообщил ему, что в его саду на поляне вырастет что-то необычное. Великий Дух предупредил его, чтобы он никогда не подпускал женщин к своей ферме, поэтому Вакуша огородил сад срубленными деревьями. Жители его деревни стали что-то подозревать, но не подавали виду. Его дяди и племянники дразнили его по поводу его сада, шутя, как он может ждать, что что-то вырастет, если он не сеял никаких семян.
Они так его дразнили, что Вакуша рассердился, и когда все остальные отправились на долгую летнюю охоту, старик остался дома, чтобы ухаживать за своим полем. Однажды в его саду выросли растения, хотя он не сажал ни одного семени. Вакуша не знал, как назвать эти растения, но, тем не менее, он хорошо за ними ухаживал, и из них выросли добротные растения. В конце концов к нему приехал сосед из племени Делавэр, и Вакуша показал ему, что у него есть, и объяснил, что это пришло из видения, посланного Великим Духом.
«Вакуша, — сказал делавэр, — у моего народа тоже есть эта священная трава. Один из наших тоже мечтал о ней, такой же, как и у тебя».
"Как Вы её используете?" спросил Вакуша
«Друг мой, если это был подарок тебе от Великого Духа, ты должен знать. Великий Дух должен был показать тебе, как его использовать. Но если это не произойдет осенью, приходи ко мне, и я покажу тебе, как мы используем наши растения».
Вакуша был сбит с толку еще больше, но решил посмотреть, скажет ли ему Великий Дух то, что он жаждал знать и начал поститься. Он оставался без еды два дня, когда ему явился Великий Дух и велел собрать листья растения, высушить их с молитвой, сжечь их в огне, как благовония, через свою трубку. Великий Дух сказал ему, что это растение - табак, должно быть главным подношением на каждом пиру и жертвоприношении.
После этого видения Вакуша отправился в место недалеко от моря, где лежал холм из мягкого черного камня катлинита. Он отломил длинный прямоугольный брусок и начал делать трубку. Процесс был долгим и трудным, и он отправился за помощью в соседу Делавэру. Когда трубку вырезали, чубук трубки сделали из дерева. Во время этого процесса Вакуша заметил, что делавэр употребляет табак, поэтому он достал свою трубку, наполнил ее табаком из мешочка, закурил и передал Вакуше. Вакуша засмеялся: «Я собираюсь закурить, но сначала нужно сделать трубку». Прежде чем собирать и сушить табак, Вакуша велел своей жене сшить из оленьей кожи кисет для табака.
Когда охотники вернулись с летней охоты, все пошли посмотреть, что же росло в таинственном саду Вакуша. Они были потрясены необычным растением и сильным запахом его листьев, и никто не знал, как его назвать. Вскоре Вакуша увидел, что соплеменники что-то крадут из его сада, и попросил вождя держать их подальше от своего сада. Вождь выполнил эту просьбу и сам обошел деревню, объявив, что люди должны держаться подальше от сада и уважать хозяина из-за его возраста. «Подождите, пока он будет готов поделиться с нами», — приказал вождь.
Однажды Вакуша решил, что пора, и устроил для племени пир. Когда вождь сидел слева от него, Вакуша сказал: «Я рад, что вы все молчали о моем саде и выполнили мои пожелания. Вы все знаете, что для меня было трудно вырастить это растение, и что это подарок Великого Духа, потому что я не сеял семян. Мы все верим тому, что дается нам во сне. Мне приснилось, что что-то вырастет там, где я сжег и расчистил землю для этого сада , и я отгородил его, как будто там было что-то священное. Это было сделано для того, чтобы держать женщин подальше от него, потому что, как мы знаем, они обычно любят ухаживать за садами. Как только растение выросло, я постился, чтобы получить другое видение, чтобы узнать, как его использовать. Еще раз явился Великий Дух и рассказал мне, как использовать эту траву в жертвоприношениях, а также помещать ее в огонь и коптить. Я устраиваю этот пир в честь нового благословения, которое теперь будет с нами на всю нашу жизнь."
Когда Вакуша закончил, вождь встал и поблагодарил его за то, что он так верен своей мечте.
«Мои люди, всегда думайте об этом человеке, Вакуше из клана Лис, который получил это для нас. Теперь я выкурю этот табак, и мы все будем молиться за него. Он принес его сюда и разделил между всеми, чтобы вы все взяли его и использовали во время охоты. Положите его в трубку и скажите Великому Огню, куда вы идете и на какое время. Никогда не уходите, не сказав об этом нашему богу и молитесь Великому Духу».
Люди обрадовались и поблагодарили Вакушу за этот подарок. Все они слышали, что у него есть такая священная трава, но никто до сих пор не знал, что это такое. Вакуша снова встал и сказал им, что раздаст семена всем, чтобы они посадили там, куда не придут женщины. Они должны были установить посреди табачной грядки шесты с оставленными наверху листьями в знак предупреждение женщинам держаться подальше от этих садов.
Кедровые листья были сожжены, а еда благословлена Вождём, и все они поели. Поблагодарив Великого Духа за то, что к ним пришел табак, когда они закончили пир, мужчина встал и сказал, что благодарит Великого Духа. Это заставило каждого члена племени сидеть на корточках у костра и курить табак, молясь Великому Духу. Когда все помолились, Вакуша взял свой мешок с табаком и набил каменную трубку, сказав: «Эту каменную трубку я скопировал с той, которой пользовался наш сосед, делавэр. Я смешал табак с сушеными листьями сумаха, как и он." Он показал трубку на всеобщее обозрение и начал курить, и прошло всего несколько дней, прежде чем все сделали подобные трубки из дерева или камня.
С этого времени Патаватоми курили табак во время своих молитв. Когда пришли колонисты, они начали курить табак, но никогда не использовали его в своих молитвах, а это не то, чего хотел Великий Дух, когда давал его коренным народам.
По мотивам статьи The Origins of Tobacco As Told By The Prairie Band Potawatomi Nation
Библиография: Skinner, A. (1927). The Mascoutens or Prairie Potawatomi Indians, Part III, Mythology and Folklore, (Vol. 3). Public Museum of the City of Milwaukee.