515 подписчиков

Миф о Сизифе и The Stanley Parable, или История про Двух Героев Абсурда

Сизиф – абсурдный герой – обречён на вечные страдания: он бросил вызов богам, пытался одолеть смерть, а теперь в наказание должен вкатывать на гору камень, который, достигнув вершины, будет неизменно скатываться вниз.

“Нет участи страшнее, чем бесполезный труд” – говорят боги.

Но Сизиф находит покой в бессмысленном – и принимает свою судьбу.

“Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым”
«Миф о Сизифе» — философское эссе Альбера Камю. The Stanley Parable (с англ. — «Притча о Стэнли») — компьютерная игра, разработанная и написанная разработчиками Дэви Риденом и Уильямом Пью.
«Миф о Сизифе» — философское эссе Альбера Камю. The Stanley Parable (с англ. — «Притча о Стэнли») — компьютерная игра, разработанная и написанная разработчиками Дэви Риденом и Уильямом Пью.

Стэнли – обычный офисный работник, который нажимает на клавиши клавиатуры по требованию, изображённому на экране своего компьютера. Многие бы нашли его работу ужасно скучной, даже лучше сказать – бесполезной.

Но он счастлив.

Это продолжается, пока в один день не перестают поступать приказы; его коллеги куда-то пропали, и теперь он вынужден найти их.

Однако по пути он находит нечто другое – сознание.

Равно как и Сизиф, Стэнли начинает понимать трагичность своего существования и решает изменить свою судьбу.

Хотя, по итогу, это приводит его в начало пути. Ведь куда бы он ни пошёл, что бы он ни делал, конец (начало) всегда один – замкнутый цикл.

(Какой бы путь вы ни выбрали – игра перезапустится, и всё начнётся с начала; Сизиф также заключён в этот замкнутый круг из подъёма и спуска – Уроборос)

Уроборос — свернувшийся в кольцо змей или ящерица, кусающий себя за хвост. Наиболее распространённая трактовка описывает его как репрезентацию вечности и бесконечности, в особенности — циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели. – Wikipedia.
 Изображение уробороса в алхимическом трактате 1478 г. Автор — Феодор Пелеканос
Уроборос — свернувшийся в кольцо змей или ящерица, кусающий себя за хвост. Наиболее распространённая трактовка описывает его как репрезентацию вечности и бесконечности, в особенности — циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели. – Wikipedia. Изображение уробороса в алхимическом трактате 1478 г. Автор — Феодор Пелеканос

Единственное, что может сделать Стэнли (игрок), это поменять сам путь, а не его конец.

Сизиф и Стэнли – абсурдные герои, которые осознают безнадёжность своего удела, но продолжают двигаться вперёд. Они прекрасно понимают бесплодность своих усилий: труд и страдания не имеют никакого смысла.

И это осознание есть свобода.

В данном контексте слово “абсурдный" не антоним “разумному”, ведь герои обладают сознанием и принимают своё положение дел (в случае со Стэнли его вынуждают принять положение дел, если он (игрок) попытается что-либо изменить). Сизиф продолжает катить камень, понимая бессмысленность данного занятия, но какова альтернатива?

"Этот миф трагичен, поскольку его герой наделен сознанием. О какой каре могла бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех?... Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу. Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение"

Противоположность действию – бездействие.

Действие – это твоя судьба, а бездействие – пустота.

Путь бесконечен, тут ничего не убавишь, ничего не прибавишь, и всё же каждый прикладывает к нему свой детский аршин. “Конечно, ты должен пройти ещё этот аршин пути, это тебе зачтётся”
-Франц Кафка, "Афоризмы"