Найти тему
1,7K подписчиков

Что изменилось за 60 лет? Донки и фидер

161 прочитал
Донки на стойках "глухарь"
Донки на стойках "глухарь"

Что изменилось за 60 лет. Донки и фидер

Чтобы проще объяснить, что такое донки нашего детства, я решил сделать рисунок. Надеюсь получится понятно, хотя рисование в школе я «любил» не меньше пения. Итак, как видно из рисунка толстая проволока сгибается посредине, а на концах делаются незамысловатые петли.

Иногда веса проволоки хватало для ловли, а если не хватало, то добавлялась какая-нибудь негромоздкая железяка.

Первая донка. Рисунок с "кусочком" Малевича)))
Первая донка. Рисунок с "кусочком" Малевича)))

На рисунке извилистая линия – это шнур. Темный квадрат – возможный груз. Остальное понятно. Параметры самые разные: длина, количество крючков.

Посмотрел что-то подобное в интернете и большое сходство с «коромыслом».

Но тогда любой рыболов независимо от возраста на просьбу показать донку, достал бы именно такую из толстой проволоки.

Как на нее ловили? Во время отлива на реке можно было просто насадить червей и положить на дно в ожидании прилива. Но так чаще делали дети. Второй вариант – это обычный заброс с руки. Тут уже был нужен груз. Ну, а третий – это опускание такой донки с бонов.

Ловили самую разную рыбу. В устье реки чаще всего попадалась на донки камбала, а выше по течению, дальше от моря основной рыбой был лещ.

Ни разу не видал, чтобы донки ставили с каким либо поплавком и уж тем более, как сейчас модно с бутылкой. Но многое изменилось. Сейчас эта снасть называется «пруток». Вместо проволоки используют кусок арматуры, к нему привязывают 3-4 крючка и с лодки опускают на глубину и ставят поплавок. Нередко при проверке на 4 крючках оказываются 4 камбалы. Я так ловить пока не пробовал.

Улов на донки
Улов на донки

Чуть позже во Владивостоке были уже совсем другие донки. Груз на конце и два крючка выше или поводки с крючками ниже грузила. Чаще всего ловили с пирсов или камней. Забрасывались такие донки иногда руками без удилища, но чаще любое удилище с «невской» катушкой было предпочтительнее. О фидерах ничего не знали и использовали любое удилище. На море ловили камбалу, терпуга, морского ленка, бычков. Приманки все и не перечислишь. От дождевых червей, до китового мяса. Чаще всего на берегу собирали ракушки и ловили на их мясо.

На реках, впадающих в море ловили в основном дальневосточную красноперку-даватчан. Сильная и красивая рыба. Была и своя специфика. Мощное течение сносило любой груз и лили груза с усами. Поперек свинцового грузила ставили несколько жестких проволок выступающих из грузила сантиметра на три. Они помогали удержать груз на месте.

На донки ловили в реках и сазана. Там тоже была своя специфика. Ловился он на морского червя, которого копали стоя по пояс в воде. Кстати красноперку тоже ловили на морских червей, только черви были разные. Всего использовали 3 вида морских червей.

Ну, а на Каме кроме самых обычных донок, которые забрасывают как руками, так и любыми удилищами с катушкой, я еще близко познакомился с донками с резиновым аммортизатором. Эффективная и интересная снасть, которую чаще всего используют при ловле чехони, но ловят и другую рыбу, в том числе хищника. Сам я неоднократно рыбачил на такую донку и было комфортно и интересно. Возможно, надо бы описывать всё это подробнее, но в свете поставленной задачи «понять что изменилось за 60 лет» не хочется писать диссертацию.

Поэтому пора уже переходить и к фидеру. И там я коснусь темы прикорма.

Фидер ранней весной. Язь, карась...
Фидер ранней весной. Язь, карась...

Фидерные палки появились у меня значительно раньше, чем я начал ловить по науке. Я уже долгое время пользовался ими при ловле на закидушки, когда мой хороший знакомый не провел для меня индивидуальный мастер класс. Вот тогда я приобщился и к прикормке. Но фанатом ее не стал.

Все детали и тонкости классической ловли на фидер увлекли ненадолго, а потом пришло понимание, что это не мое. Сам процесс подготовки и ловли я освоил быстро и неплохо ловил, но раздражала масса каких-то мелких деталей. Пришел, закормил, заклипсовал, выждал паузу, выбрал ориентир, замешал прикорм и тд. Нет, всё это работает, но это не моё. Ну и пара примеров. Всё сделал по уму, начал ловлю. Бесконечные поклевки густеры. Избавиться от нее я не смог и «учитель» сказал, что тут ничего не поделаешь. Конечно, если бы это меня увлекло до фанатизма, то я бы перевернул интернет и мэтры фидера подсказали бы.

Но всё получилось до смешного просто. Мы вдвоем с Васильичем забрели по пояс за кусты, потому как весь свободный берег был занят. Взяли ледянки в качестве столиков. На них прикормка, разные насадки. Выбрали ориентиры и расстояния и… принялись таскать густеру. А нам хотелось леща. В попытках победить густеру мы терпели сокрушительное поражение. Казалось, что ее полчища собрались на кучки нашего прикорма. И тут я решил уйти от своей кучки, забросил совсем в другое место и… вытащил первого хорошего леща. В итоге я вместо кормушки поставил грузило и стал бросаться «куда бог пошлет». Так же сделал и Васильич. Мы наловили лещей, вызвав зависть у тех, кто ловил с берега. В итоге я понял ситуацию так: леща много, но он более степенен и осторожен, а густера хватает все на ходу.

Более того, мы как-то организовали междусобойчик по ловле на фидер. Участвовало человек 10-15. Я рыбачил без кормушки, стал победителем за счет 3-4 лещей при том, что у остальных была густера.

Чуть позже я познакомился на берегу с рыболовом, который обловил всех используя «способ Саши Иванова» - насадку пенопласта на крючки. Вариант вполне рабочий.

Потом была еще ловля сазана на закидушки с разными тяжелыми кормушками и разными вариантами прикорма. Но всё в короткой статье не опишешь.

Ну и как сравнение отмечу, что донка за 60 лет моих рыбалок претерпела существенные изменения и обросла массой разных по величине и важности деталей. Если будут какие-то вопросы или пожелания, можно остановиться на деталях подробнее.

А в заключение еще раз признаюсь, что для меня ловля на закидушки и фидер – не самый любимый вариант ловли рыбы. При равных условиях я всегда выберу ловлю хищника и о том, как я его ловил и ловлю напишу в следующий раз.