«Держат землю в грозу». О спортивных руководителях нашего времени

235 прочитали

Помните советский мультик про козленка, который в грозу землю держал? Он боятся, что от ветра она опрокинется, привязал веревочку к палке и изо всех сил удерживал землю, пока все звери от страха попрятались.

Помните советский мультик про козленка, который в грозу землю держал?

Может быть, кому-то такая аналогия покажется странной. Но она мне напоминает некоторых наших руководителей спорта, которые мертвой хваткой вцепились, и руководят, и не отпускают. Потому что уверены: без них все рухнет и опрокинется. И их сторонники тоже в этом уверены. Поэтому готовы молиться на своих начальников, которые бесстрашно один на один с грозой сражаются, не доверяя никому эту веревку: вы не сможете. Вы не удержите! Вы вообще ничего не умеете! Без меня тут все бы уже давн рухнуло. Искренне они так считают или нет – трудно сказать. «Влезть в голову» таким людям довольно сложно: как правило, они никому не доверяют.

Наверное, потому, чья карьера этих людей наиболее успешно складывалась в 90-е и после. Время такое было – не верь, не бойся, не проси. Все сам делай. Они и запомнили, что такой способ – наиболее успешный: никому не доверяй – меньше рискуешь.

Я называю таких руководителей «вожак стаи». Это когда самый сильный, умный и бесстрашный становится во главе, а стая ему подчиняется. Но если кто-то решит, что он умнее, сильнее и возмечтает вцепиться в глотку вожаку, то… Небольшая пауза, а потом – бац! – и смельчак уже лежит с перегрызенным горлом. Или с распоротым брюхом. Бывает, что иным и удается вцепиться. Тогда власть сменяется по принципу переворота, а не преемственности.

Я лично за преемственность. Это когда профессор заранее готовит себе учеников, думая, в чьи руки он передаст свое дело. Когда тренер наперед решает, кому передаст группу или команду. Когда главный редактор вырастил смену журналистов, которым и в голову не придет его подсиживать: ведь он им столько дал и многое еще может дать! Какой тут переворот! Напротив, его уход будет большой потерей для дела. Вот что главное в такой системе – ДЕЛО. Ради которого все. Но такой руководитель сам уйдет вовремя, когда увидит, что его ученики могут больше. Но при этом останется рядом: консультантом или педагогом, и будет помогать, а ученики его будут любить и восхвалять до самой смерти.

В некоторых системах нашего спорт такой преемственности нет. Есть один руководитель, великий и могучий, а те, кто вокруг, даже примерно на него не похожи. Вот он и руководит, потому что больше некому. Потому что он никого не вырастил.

- Ты что, дурочка? – посмеялись надо мной отдельные болельщики, – какой же дурак будет сам, своими руками, растить себе конкурента?

Да! Вожак стаи не будет. Более того, он станет зорко поглядывать: не вырос ли? И вовремя от таких избавляться.

Но есть и другой тип руководителя, которого я условно называю «капитан команды». Он не ставит себя выше других, он такой же игрок, как все, но умнее, сильнее, ярче, харизматичнее. И коллектив сам готов выбрать его капитаном. Такие люди создают целые системы – школы, команды, музеи, общественные организации. А коллектив на них потом молиться готов: о, наш дорогой шеф! О, наша дорогая руководительница!

Вожак стаи тоже создает системы. Но – САМ. Со своим видением. Коллектив для него чаще всего – это не команда профессионалов, а, по сути, работники, которые выполняют его волю. Внутри таких коллективов редко бывает настоящая дружба, братство. Более того: к тем, кто вне стаи, они испытывают настоящую вражду. Они не помогут, не подскажут даже в интересах дела. Они еще порадуются, когда у соседа с коровой проблемы. Потому что враждебность. Потому что без нее в лесу не выжить.

Но!.. Иногда у руководителя типа «вожак стаи» тоже возникают яркие, красивые системы, с настоящей дружбой, потрясающей атмосферой.

Как правило, это бывает, когда рядом оказывается настоящий талант, профессионал, которому вожак доверяет. Я помню, как в Иркутске ярким пламенем горели два костра: с одной стороны – команда «Сибскана», в центре – Женя Гришин и другие таланты. С другой стороны – болельщики, в центре Александр Казанцев и те, кого он сплотил. Был еще третий огонек: иркутская хоккейная пресса. В российском хоккее с мячом иркутские авторы были очень хорошо известны. Я думаю, это все пошло благодаря Артуру Пьянову, который придумал газету «Наша Сибскана». Он сам вышел из рядов газеты «Советская молодежь», о которой до сих пор ходят легенды: какая там была атмосфера! Я ее застала: я тогда была студенткой, и когда приходила в редакцию, мне все там казались сверхлюдьми.

Была атмосфера братства и в «Байкал-Энергии» времен Евгения Выборова и после, помните, когда ведущие роли играли Кадакин, Насонов и другие. Прекрасный коллектив выстроил в спортивной школе «Центр развития спорта» бывший директор Аркадий Журавлев. Когда уходил, все сотрудники в соцсетях горевали. Я мало застала лучшие времена иркутской футбольной «Звезды», но, говорят, там тоже была прекрасная командная атмосфера.

Вспомните сами?! Наверняка есть в памяти такие примеры братства, когда на всю жизнь вспоминаешь: «Как же классно тогда было!» А ведь наверняка кто-то стоял в центре всего. Возможно, коллектив этого и не осознавал.

Так вот, я считаю: кто застал такую командную атмосферу – тот всю жизнь будет стремиться ее воссоздать. Я помню прекрасное братство болельщиков, лучшие времена иркутской спортивной прессы. И всю жизнь буду считать, что такой тип коллектива – самый лучший.

Но увы. Это, наверное, не вина, а трагедия людей, выросших в 90-е – они командной работы не признают. Потому что людей не любят, боятся их и не доверяют. И люди, надо отметить, нередко платят им тем же.

Но при этом возможности таких руководителей настолько велики, что они практически в одиночку способны конкурировать с целыми компаниями! Сейчас время одиночек прошло, и на каждого руководителя работают команды специалистов. Юристы, маркетологи, пресс-служба, стилисты, фотографы, пиарщики, продажники…

Но те самые люди из 90-х ведь конкурируют с ними! И удерживают свое дело, как землю в грозу, несмотря на возраст. И те, кто восхищен их энергией, умом, волей, нередко говорят:

- Вот увидите, он уйдет – и все развалится!

Что я хочу сказать по этому поводу.

Во-первых, я считаю, это далеко не комплимент руководителю: что без него все развалится. А чего же ты себе смену не готовил? Конкурентов боялся? Видимо, педагогика – просто не их призвание. Учить ведь тоже надо уметь.

Во-вторых: если именно их система развалится, то, может быть, что-то в ней было не то? Если люди не захотят поддерживать, может, она и создавалась не для людей, а для стаи? А у человека в самой природе стремление расти, создавать, строить. А не тупо подчиняться.

И третье.

Помните, чем закончится тот самый мультик? Когда гроза закончилась… Земля-то устояла.