Если Пушкин является непревзойденным классиком литературы, то Айвазовский – великим мастером маринистики. Кажется, никто не смог нарисовать столько картин, посвященных морю, как он. Однако, несмотря на его славу и значимость, есть пара картин, которые можно считать самыми "задвигаемыми" – хотя они и знаковые.
Весьма злободневная тема, воплощенная на полотнах, была связана с борьбой с голодом. И хотя казалось, что нет ничего запретного в такой теме, однако вспоминают их редко – картины отражали помощь, оказываемую американским народом российскому.
В 1891-1892 годах в нескольких губерниях Российской империи разразился голод. Его причины – отдельная тема, но считается, что среди них не только неблагоприятные погодные условия, но и политика правительства того времени.
Так, к примеру, известно, что во время голода продолжался экспорт зерна за рубеж, несмотря на его нехватку внутри страны. Более того, объём экспорта зерна на второй год голода увеличился в два раза.
Уильям Эдгар, редактор американского еженедельника "North Western Miller", узнав о бедствии в России, не только сообщил о голоде на страницах своего издания, но и разработал план помощи. Пользуясь поддержкой российской миссии в Вашингтоне и губернатора штата, в декабре 1891 года он начал сбор пожертвований.
С февраля 1892 года по середину июля пять пароходов отправились в Россию, перевозя каждый в среднем по 2 тысячи тонн продовольствия, включая пшеничную и кукурузную муку, а также зерно.
Общая сумма помощи достигла миллиона долларов – огромной суммы для тех времен. В знак благодарности Уильяму Эдгару была организована встреча с будущим императором Николаем II в России.
В конце того же года Айвазовский посетил Нью-Йорк. Он привез с собой пятнадцать картин для участия в международной художественной выставке в Чикаго, которая открылась в марте 1893 года.
В Нью-Йорке прошла персональная выставка художника, на которой он представил две работы – "Раздача продовольствия" и "Корабль помощи", посвященные американской гуманитарной помощи. Первая картина изображала доставку американского продовольствия в голодающие населенные пункты, вторая – прибытие американского корабля с гуманитарной помощью в Санкт-Петербург.
Обе картины были подарены галерее искусств Коркоран в Вашингтоне от имени самого Айвазовского. В России эти полотна никогда не выставлялись и не упоминались.