- Сколько же здесь горя закопано... - задумчиво произнёс папа, медленно идя по центральной аллеи нашего старинного городского кладбища во время одного из последних наших с ним совместных походов в это скорбное место.
Мы шли к маме. Она там была уже два года.
Кроме неё на этом кладбище покоилась уже почти вся наша казанская родня, некоторые папины друзья и коллеги. В общем, “компания была что надо”, как в шутку иногда говорил папа.
Несмотря на то, что хоронить родных и близких (родня была большая, да и время тяжёлое - послевоенное) папа начал ещё в 12-летнем возрасте, а может и благодаря этому, относился он к данному процессу весьма философски и с некоторой толикой юмора и за всю жизнь набрал немалое такое количество тематических рассказов, которые периодически и рассказывал, снабжая их весьма “милыми” шуточками и не менее “милыми” подробностями.
“Чего ради?!” - спросите вы, ведь о смерти не принято говорить в таком стиле. Смерть и похороны, в частности - события весьма драматичные и серьёзные и там нет места шуткам. А вот как бы и не так! “Если не смеяться в некоторых случаях, то с ума сбрендить можно в два счёта!” - утверждал папа. И, знаете, думаю, он был прав (мой рассказ “Последняя улыбка”)! К тому же обсуждение таких тем очень закаляет и морально готовит психику слушателя к неизбежности и простоте события. Поверьте, я знаю о чём говорю - за моими плечами уже далеко не одни проводы в мир иной. Много, чего довелось повидать и много в чём участвовать. Однако, без папиных рассказов мне было бы гораздо сложнее через это проходить. И вот теперь я хочу поделиться этим с вами. Особых страшилок не будет, ну, только если совсем чуть-чуть, но кое-где можно будет и посмеяться (в меру, конечно!). Итак, поехали!
ИСТОРИЯ №1.
(Здесь и далее все “ИСТОРИИ” будут рассказаны от первого лица, дабы как можно живее передать настроение папиных повествований.)
...Давно это было. Я ещё маленьким был. Ну, как маленьким - отца уж схоронил. А это, дай бог памяти, аж в 52-ом году было (1952)! Ну, так вот это уже после того было.
Ходили мы тогда с матерью каждый год к отцу на могилу. К тому же там ещё и бабка моя захоронена была, царствие ей небесное! Кладбище ещё не настолько “заселено” было, как сейчас. Могилы хорошо видно было. Сразу было понятно, кто чем жил, какой достаток был, ну и так далее.
Разные могилы были: одни богатые с мраморными памятниками, другие попроще - с крестами да табличками. Были и солдатские со звездой на навершии. Какие-то могилки свежие, какие-то уже устоявшиеся. Одни ухоженные, другие почти заброшенные. Памятники разные, красивые - кладбище-то ведь старинное: первые захоронения датируются 1600–1700 годами! Для меня - пацана, это считай, музей был. И церковь старая. Причём, работающая! Одна из немногих сохранившихся после революции 1917 и не подвергнутая большевиками никаким реорганизациям. В общем, было там на что посмотреть!
И среди всего этого смертно-горестного величия и нищеты выделялась одна могилка. Совершенно простенькая, можно сказать, даже бедненькая: холмик небольшой, почти стёртый, обычной травой поросший. Памятник маленький и настолько простой, что даже для самой бедной могилки бедненький был: этакий конус из простых досок сколоченный, на которых что-то от руки обычным ножом нацарапано было. Доски уже к тому времени совсем старые были - посеревшие, временем да непогодой траченные. Однако, видно было, что ходит на неё кто-то, ухаживает. И так мне в один момент интересно стало, кто ж там такой похоронен, что не сдержался я, да и пробрался к ней поближе, что б надпись прочитать.
...Ох, долго я потом смеялся! Чуть ли ни на всё кладбище хохотал! Неудобно так было, а остановиться не мог. Когда потом женился, и мать вашу на эту могилку водил, как на аттракцион - вместе уже смеялись. И ведь, что самое интересное, она, могилка эта, так и была всегда ухоженная, чистенькая и памятничек ровненько стоял. Вот только не красили его и не меняли. Но оно и понятно - кто ж такой шедевр уничтожать будет?! А причиной всему, как ты понимаешь, надпись была, которая гласила:
“Говорила тебе я,
Ты не ешь блинов, Илья!
Ты не слушал, да всё кушал -
Вот пришла и смерть твоя!”
ИСТОРИЯ №”2
...Померла, было, у меня тётка одна в Ленинграде (Санкт-Петербург сейчас, если кто не знает). Что ж, позвали - я и поехал. Родня ж ведь... Да и помощь молодого здорового парня никогда не помешает.
Ну, что, всё чин-чинарём: наступает день похорон. Тётку обмыли, обрядили, уложили.
- Коль! За временем следи, пожалуйста!
- Хорошо. А что, покойник куда-то торопится? - пошутил, было, я.
- Покойник - нет, а вот мы - да! - так же весело ответили мне.
- Не понял... - отозвался я.
- Всё поймёшь в своё время! Ты главное время нам точное сообщай, когда спрашивать будем, а остальное потом!
- Ну, ладно...
“В конце концов, у всех свои заморочки...” - подумал я и мы поехали на кладбище.
Примерно каждые 15 минут меня спрашивали, который час, и я каждый раз, как машина, его объявлял.
- Так, ехать осталось полчаса. Коля, вон будка телефонная, мы сейчас остановимся, а ты сходишь позвонишь по этому номеру и скажешь, что можно копать.
Я, честно говоря, немного опешил! В смысле “можно копать”? Они что, ещё могилу не вырыли?! Как так?!?
Но, тем не менее, я сделал, что попросили, и мы поехали дальше.
- Чёрт! Пробка!.. Как не кстати!!! - раздался обескураженный голос.
- Не успеем! Ей богу, не успеем!! - подхватил другой.
- Ой, да подумаешь, на несколько минут опоздаем, - вторгся я в диалог.
- Коль, ты не понимаешь, о чём говоришь! Это тебе не Казань и не Москва. Это Питер и тут вода и болота!..
Помню, я тогда не сразу понял, о чём шла речь: причём тут всё это? Мы ж не в озере или реке покойника хоронить будем!
И, ох, как я ошибался!..
...Опоздали мы тогда на 15 минут. От ворот до места захоронения чуть ли ни бегом бежали - еле гроб удержали! А когда прибежали - я всё понял: могила на половину была заполнена водой...
...Когда гроб стали опускать в яму, он просто... ВСПЛЫЛ!.. Да, гроб всплыл и никак не хотел опускаться на дно. Ладно, могильщики там народ опытный: видать, не впервой такие проблемы решать - посему нужный инструмент всегда наготове держат. В общем, гроб баграми топили, пока весь воздух не вышел. Булькало знатно! А какой стоял аромат - не передать: смесь трупного запаха с ароматом гнилого болота и скисшей земли!.. А ещё этот звук... Звук ударяющейся чугунины багров о сухую древесину гроба с этаким отзвуком от наполовину пустой домовины... И звук ударов переваливающегося внутри мёртвого тела...
...Да... Такое не забывается... Но зато я тогда понял, почему надо было звонить могильщикам за полчаса до приезда: этого времени как раз хватало на то, чтобы выкопать яму нужного размера не при родственниках и сопровождающих, опустить туда “ящик” и благополучно закопать.
ИСТОРИЯ №3
...Померла как-то одним жарким летом у моего друга мать. От водянки померла. Тучная была дама, впечатляющая.
Что ж, друг - дело святое, пошёл помогать ему. Всю организацию похорон по его просьбе на себя взял. Бегал, суетился. Всё, как положено, сделал. Его попросил только тело подготовить, поскольку она дома померла и в морг её не возили (да, раньше так было можно).
И вот привезли в квартиру купленный гроб. Табуретки поставили, на них домовину подготовленную. Давай мать перетаскивать. Подняли с кровати, а она... течёт!.. Водянка ж ведь...
Ё-моё!.. Чё делать?! В гроб не положишь - он тут же промокнет. Просто так не оставишь - до соседей по такой жаре пролить может. Решили оставить на кровати, только клеёнки подстелить.
Что ж, сказано - сделано! Под матрас на панцирную сетку полиэтилен подложили, на матрас тоже так же сделали. Сверху простынкой прикрыли и поверх тело, простынями покрытое, водрузили.
...Наступает день “Х”. Народ во дворе уже собираться начал. Время выноса подходит - надо шевелиться.
После недолгого совещания было решено тело в гроб класть не в квартире на 3 этаже “хрущёвки”, а уже внизу на первом этаже, дабы избежать преждевременного намокания гроба и дать возможность собравшимся прилично проститься с усопшей.
Ну, так и сделали: я подхватил кровать с одной стороны, друг с другой. И понесли. Я шёл первый, принимая весь объём ноши на себя, друг поддерживал кровать с другого конца. Перед нами шли ещё двое - несли нижнюю часть гроба. Остальное: крышка и табуретки, были уже во дворе.
И всё бы было хорошо, но не учли мы одного: хоть окна во всей квартире и были закрыты, дабы избежать циркуляции воздуха и ускорения разложения тела, тем не менее естественных процессов никто не отменял и то, что должно было произойти - произошло: жидкость, которой мы так боялись, всё равно вытекла из тела и собралась в матрасе и между клеёнками, которые, как выяснилось позже, были положены не цельными кусками на всю длину кровати, а... небольшими заплатами!.. Это уберегло пол от зловонных луж, но за 2 дня скопило всю эту жижу в матрасе. И вот, ступив на первую ступеньку, ведущую вниз, я почувствовал, как мне за воротник рубашки что-то потекло...
- Папа! Фу!!! - завопила тогда я.
- Ну, что?! Сама ж просила! Слушай, - улыбнулся тогда он.
Я взяла себя в руки - на тот момент мне было уже 16 лет, и я считала себя взрослой, и папа продолжил...
...Я тут же начал задыхаться. Вонь стояла неимоверная! Я даже сказать ничего не мог. И отпустить кровать не мог. Я просто открыл рот и начал дышать им, чтобы хоть как-то снивелировать отвратительный запах перегнившей лимфы и трупных вод.
...Из подъезда я вышел насквозь мокрый. Даже трусы были пропитаны всем этим. Но переодеться было не во что, да и некогда, потому что действо только начиналось и нужно было ещё многое сделать.
А предстояло самое сложное: переложить тело усопшей с кровати в гроб... И тут жара опять преподнесла нам сюрприз: тело непредсказуемо разбухло и наотрез отказывалось помещаться в свою последнюю обитель.
Положение просто отчаянное! Что делать?
Я посмотрел на друга и тот, всё поняв, молча кивнул головой.
Вынесли лопаты.
...В тот день несколько десятков человек стали свидетелями того, как покойника женского пола, расползающегося, как скисший студень, запихивают в гроб с разных сторон лопатами, натягивают, ставшую маленькой, крышку и тут же заколачивают её гвоздями, одновременно поджимая весом двух здоровых мужиков, увесисто наваливающихся в нужное время и в нужное место своими пятыми точками на крышку скорбного ящика!..
...Ну, да: пара особо впечатлительных женщин, да и мужчин тоже, рухнули тогда в обморок. А кто бы такое выдержал?!
...Я же после того дня болел две недели, пропитавшись и надышавшись всеми этими жидкостями и запахами. Даже медицинский спирт, презентованный мне тем другом и принимаемый мною внутрь в чистом виде, не мог перебить застрявшего в носу, во рту, да и, кажется, чуть ли ни во всём теле, трупного запаха...
...Вся одежда и обувь, бывшая в тот день на мне, хоть и являлась дефицитом в то время, была нещадно выброшена...
...Запах с тела я смог отмыть только дней через 10, а волосы на голове вообще пришлось сбрить, как, собственно, и всю остальную телесную растительность.
ИСТОРИЯ №4
...Случилось мне в один определённый момент оказаться в Ленинграде (Санкт-Петербург в современности, если кто не знает). Гостил я тогда у брата своего двоюродного - Света, для тебя дяди Света. Ну, ты его знаешь! И уж так жизнь положила, что жил с ним и его женой Раей (тётей Раей) в то время его отец - Борис Иванович (дед Боря для тебя и дядя Боря для меня, поскольку он был родным братом моей матери). Человек с невероятной судьбой и несгибаемым характером: после обширного инсульта был почти полностью парализован, заново научился двигаться, ходить и жить и прожил почти до 90 лет.
Но жизнь, она такая странная штука, что так или иначе заканчивается... Как говорится “самое опасное явление в этом мире — жизнь: от неё ещё никто не выживал”. Так случилось и с дядей Борей. Он умер.
...Знаешь, дочь, смерть никогда не бывает кроткой. Она неистова во всех своих проявлениях...
...Дядю Борю хоронили в закрытом гробу... Его хоронили так потому, что и хоронить-то там было практически нечего.
Любил, понимаешь, дядя Боря принимать по утрам ванну. И делал это практически каждый день. И тот злополучный день был не исключением: горячая вода, тишина ленинградского утра и абсолютное спокойствие.
...Полагаю, дядя Боря был счастлив, когда опускался в манящий душевным теплом квартирный мини водоём.
...Его нашли вечером, когда все пришли домой после работы...
В то утро неожиданно отключили холодную воду. Ванна стремительно наполнилась кипятком. Пожилому человеку стало плохо с сердцем, и он потерял сознание.
...Из ванны его вычерпывали уже ковшом...
- Папа! Но я же мылась в той ванне, когда мы ездили в Ленинград перед моим первым классом!.. - завопила тогда я.
- Это жизнь, девочка... - ответил папа и я тихо заплакала.
...Продолжение следует...
(Ваша Алёна Герасимова,
ноябрь 2023 года)