Олег и Ксения Репины: о новом автохтоне, семейных ценностях, винных новинках и ожиданиях от винтажа 2023

634 прочитали
За спиной культового российского винодела Олег Репина огромный опыт и знания о крымских терруарах. В 2011 году в п.

За спиной культового российского винодела Олег Репина огромный опыт и знания о крымских терруарах. В 2011 году в п. Любимовка были заложены 2 га виноградников, засаженных сортами Каберне Совиньон и Сира, которые получили имя «Листва». Это название связано с именем винодела Олега Репина. Его Каберне Совиньон или Сира, сделанные с этого виноградника, являются главным предметом коллекции многих ценителей и любителей российского вина.

Проект Oleg Repin однозначно можно назвать «семейным», винодел второго поколения,
Ксения Репина в 22 года уже имеет свою собственную линейку вин, а также участок под виноградник.

В рамках дней российского виноделия в Винном парке, мы побывали в гостях на легендарном винограднике, где спросили Олега и Ксению Репиных: что ждать от винтажа 2023? Каких новинок ждать? Почему Олег Репин любит выдержку в бетоне? И кто отвечает за винные инновации в семье? И все-таки, почему «Листва»?

Позади вас виноградник «Листва». Расскажите, почему у него такое осеннее и меланхоличное название?
Олег Репин: На самом деле, история очень простая. Когда вы подъезжали на виноградник, вы проезжали мимо воинской части, которая находится по соседству и как у всех военных, эта воинская часть в советские времена имела секретный позывной «Листва». Но деревня такой маленький мир, где все про всех знают, поэтому работники совхоза еще с тех времен называли этот кусочек виноградника, который рядом с воинской частью, «Виноградник Листва». В 2014 году, когда мы собрали первый урожай, хотелось как-то отметить то вино, которое мы делаем с этого участка и с этих лоз. И так мы и решили ничего не придумывать, а просто написать историческое название этого места на этикетке.

Сегодня очень важный для вас день, такой последний аккорд в окончании сезона. Последнее сбор Каберне совиньон. Какие ощущения и какие надежды на винтаж 2023 года?
Действительно, сегодня мы заканчиваем сезон сбора урожая. В этом году у нас получился достаточно насыщенный период. В этом году мы запустили свою винодельню, приняли на ней первый урожай, начали программу с производства базы для игристых вин. Начинаем экспериментировать в этом направлении. Плюс наши классические сорта, с которыми мы работаем и Рислинг, и уже полюбившийся всем Пино Блан, Сира, Каберне Совиньон — сегодня мы собираем. Новинка, которая была в этом году первым урожаем — Магарача. Мы его тоже собрали, он уже винифицируется в емкостях. В целом год был непростой из-за обилия осадков в первые летний месяцы виноград подвергся атакам грибковых заболеваний. Потеряли какое-то количество урожая. И в качестве многое потеряли ,но мы смогли с этим справиться и получить хороший урожай.

Получается из новинок ожидать «Рубиновый Магарача»? Что-то еще будет, какие-то новые позиции?
Мы начали эксперименты с игристым, но это долгая история. В этом году купили виноград и часть винограда переработали на игристую программу. Но это долгий процесс, классика, планируем минимум 24 месяца выдерживать на осадке. Поэтому эти вина появятся в сезоне 2026 — 2027 года. А «Рубиновый Магарыча» направим на выдержку в дубе, он выйдет не раньше сезона 2025 года. Плюс есть одна новинка, про которую расскажет Ксения, потому что это ее направление. Помимо Розе у неё добавилась еще одна позиция.

Ксения Репина: Это будет красное вино — Саперави. Мы сделали уже карбоник. Очень интересный опыт — пока что получилось очень банановым. Будем смотреть дальше за его развитием, оно у нас дображивает. Хочу сделать что-нибудь легкое, красное. Больше фруктовое, сочное, в стиле «Глу-Глу».

За спиной культового российского винодела Олег Репина огромный опыт и знания о крымских терруарах. В 2011 году в п.-2

За эксперименты и тренды отвечает Ксения в вашей семье: первое Розе, Глу-Глу...
Конечно, мы всегда в диалоге, обмениваемся мнениями и идеями. Если какие-то вещи нам нравятся, то мы их воплощаем в жизнь.

Творческий вопрос: у меня есть подборка ответов от виноделов «Каким бы сортом винограда ты был?». Олег отвечал мне на этот вопрос 2 года назад и он сказал, что он бы был «Рубиновый Магарача». Поменялось ли что-то за 2 года?
Не знаю, но мне кажется, что быть одним сортом винограда скучно, потому что есть огромное многообразие сортов, стилей и направлений. Поэтому сказать, что я только за какую-то одну история — это только себя загонять в рамки. Я бы выбрал несколько сортов. Но «Рубиновый Магарача» — очень интересный сорт. Мы пока только начинаем с ним работать. Пробуем, смотрим как он реагирует на эти или иные моменты. Я думаю, что нам понадобится лет пять, чтобы сделать выводы и подобрать наилучшую огранку для этого сорта. Плюс в 2028 году ему будет 100 лет. Он в этот период официально станет автохтоном. У нас есть 4 года впереди, чтобы как раз найти то правильное применение и воплощение этого сорта, которое позволит ему занять очень хорошее место.

Ксюша, вопрос к тебе. Если бы ты была сортом винограда, не в плане работы, а собственного ощущения, то каким?
Я была бы какой-нибудь смесью Рислинга и Пино блана. Что-то ароматно-свежее и ароматно-кислотное.

За спиной культового российского винодела Олег Репина огромный опыт и знания о крымских терруарах. В 2011 году в п.-3

Олег, вы долго в отрасли. Вы уже маэстро, учитель для многих. Сталкивались ли вы за эти годы с профессиональным выгоранием? Если да, как вы его преодолевали?
Думаю, нет. Когда ты занимаешься любимым делом, тебе это интересно. Я занят не в одном проекте, а в трех направлениях. В принципе, свободного времени на выгорание просто не остается. Я все время погружен в работу, все время чем-то занят. Все эти проекты находятся в стадии развития. Это очень интересно. С одной стороны виноделы говорят: нам нужно подождать, пройти какой-то путь, чтобы определить свое направление, те сорта вин, с которыми нам будет интересно и комфортно работать. С другой стороны мы живем в такой период, когда много экспериментов и новых идей. Новые терруары осваивают, где никогда не рос виноград. Это здорово и не дает скучать. Всегда какие-то идеи и какие-то планы. Всегда принимаешь какие-то решения и строишь планы. Зачастую принимаешь какие-то решения. Думаешь, вот еще лет 10 и получится какой-то результат.

Такой вопрос, представьте, человек решил погрузиться в российское виноделие. Вот перед ним бренд «Олег Репин». Какие топ-3 вин вы предложите ему попробовать в первую очередь?
Из красного вина номер один — Сира с виноградника «Листва». Одно из лучших вин в этой категории на российском рынке. Из белых вин, опять же, мы много экспериментируем с новинками, работали и с Кокуром, и с Шенен Блан. Но, мне кажется, наша визитная карточка — Рислинг. Потому что он всегда в нашей линейке, он всегда имеет свой круг любителей вина. Третий — Пино Нуар, потому что сейчас он немножко ушел в тень. Но мы тоже активно с этим сортом работаем. У нас в линейке 2 вина из Пино Нуара. Есть классический с выдержкой в дубе, и есть наша новая позиция, где мы ферментацию и выдержку производим в бетоне.

Думаю, Ксюша бы еще 4-ой позицией Розе поставила.
Конечно. Это будущее.

Почему выдержка в бетоне?
На самом деле, сейчас в виноделии, как и во всей нашей жизни, все развивается по спирали. Когда я начинал винодельческую карьеру на всех старых советских заводах были такие памятники железобетонных емкостей, которые в 60-е годы построили, какой-то период времени их эксплуатировали, потом начались проблемы, трещины и тому подобное. И виноделы все говорили: разломайте этот бетон. А его не просто было разломать, потому что это хорошая марка бетона, много арматура — в общем, сделано «на совесть». Но работать с ним уже было невозможно. Поэтому все стремились этот бетон убрать, купить нержавейку, чтобы было комфортно, удобно и гигиенично работать. Сейчас мы вышли на новый уровень, когда производители таких емкостей (к сожалению, большая часть — иностранные производители) научились делать этот бетон на более высоком и качественном уровне. Эта емкость отливается за один раз, она снабжена всеми системами контроля температуры, арматурой удобной. С ней работать — одно удовольствие. Поэтому сейчас многие виноделы снова возвращаются к емкостям из бетона.

Бетон — несколько на мой взгляд его основных преимуществ: его температурная стабильность, потому что он обладает низкой теплопроводностью и все процессы с точки зрения изменения температуры происходят очень плавно. Вино рождается, нагревается очень медленно, также охлаждается. Все очень стабильно, а на стадии рождения вина, когда происходит ферментация, стабильность очень важна.
Второй момент —
бетон нейтральный, и в отличие от дерева не привносит в вино ничего. То есть ты получаешь чистый вкус винограда без каких-то сторонних примесей.
Третий момент —
он немножко дышит. Он обладает не такой проницаемостью, как дерево, присутствует легкая микрооксидация.
Все эти факторы помогают получить очень яркие вина в своей стилистике. Они более минеральные, комплексные, с яркой фруктовой составляющей.

Еще выделяют форму емкостей: сфера, тюльпанообразная, шар. И у нас тоже есть тюльпанообразные бетоноемкости. Виноделы говорят, что происходит естественный батонаж благодаря такому дну. Есть такое?
Я к этому отношусь более практично, мы работаем с емкостями большого объема. У нас 4 000 литров в каждом винификаторе помещается. Поэтому. конечно, там какие-то процессы происходят, но вот какой-то особый батонаж за счет формы емкости — я бы так не утверждал. У нас есть более маленькие емкости в виде яйца. И мне кажется, форма яйца более природная, и более естественная для рождения вина. Потому что все старинные сосуды: амфоры, квеври — они все там где-то форму яйца. Такая природная идеальная композиция, позволяющая родиться чему-то новому. Новая жизнь.

Вы для многих являетесь примером, какое можете дать напутствие молодым виноделам?

Могу пожелать только успехов. Не нужно ничего бояться. Нужно брать, экспериментировать, пробовать новые терруары, новые сорта. Либо работать в каком-то классическом варианте. Перед вами — вся жизнь и очень комфортный рынок, который с удовольствием откликается но какие-то новые истории. У нас прекрасная страна и большое количество людей, которые любят вино. Поэтому не стесняетесь, работайте, дерзайте и все будет хорошо.

Поговорим немного о семейных ценностях. Вы рады, что Ксюша решила продолжить ваш путь?
Конечно! Это большая удача и самое главное — достижение, потому что виноделие — это всегда долго. Мы с вами говорили про циклы в десять, семь и пять лет до каких-то первых результатов. И, конечно, когда ты строишь формат семейного предприятия, всегда должны быть люди, которые дальше это продолжат. Потому что мы только-только мы вышли на какой-то базовый уровень, а хочется чтобы все это дальше красиво развивалось. Поэтому мы конечно не надеялись, что нам повезет сразу в первой поколении, но…

За спиной культового российского винодела Олег Репина огромный опыт и знания о крымских терруарах. В 2011 году в п.-4

Но это же нетипичная история. Бывает так, что есть бунт и ребенок не хочет продолжать дело родителей.
Мы надеялись на внуков изначально. Но нам повезло, что ребенок выбрал это направление

Ксюша, было ли у тебя когда-то сопротивление: «Нет, я это не хочу»
Нет. Во-первых, я с детства помогала папе на винограднике, на винодельне. И с детства была во всей этой атмосфере. Мне кажется, когда все ребята в 9 и 11 классе переживали, куда пойти учиться и что делать, я уже знала сразу. У меня не было даже мыслей, хочу ли я пойти в другое направление или еще что-то. Сразу почему-то знала, что мне нужно сюда.

Это здорово. Причем вы же не только дочь, но и зятя уже привлекли?
Зять пока только помогает. Мы дали ему свободу выбора. Но он, как член семьи, наш большой и активный помощник.

Скажите, а есть ли у вас какие-то ритуалы/обряды, перенесенные из семьи на винодельню. Допустим, перед сбором, что-то вы делаете? Бокал шампанского с утра выпиваете, или какие-то такие вещи вы делаете?
Нет, такого нет. Сезон у нас достаточно длинный и мы начинаем его в конце августа, заканчиваем в середине октября, бывает в 20-х числах октября последние сборы. Поэтому это такой долгий напряженный период. Конечно, мы отмечаем начало сезона с игристым и сегодня у нас тоже будет небольшой праздник, посвященный окончанию сезона. Приехали наши гости, друзья, знакомые, просто любители вина, которые всегда стремятся попасть к нам на сбор. Мы сейчас все дружно собираем и потом поедем к нам на винодельню. Перерабатываем виноград, садимся за большой стол и отмечаем этот прекрасный день.

Ксюша, а у тебя бывает расстройство такое, если ты понимаешь, что вино твое не нравится?
У нас у всех свой особенный вкус, кому-то вино нравится, кому-то — нет. Меня больше всего вдохновляют люди, которым мое вино нравится и которые говорят мне: «Да, круто». Делай, продолжай. А те, которые оставляют не очень позитивные отзывы, наверное, на меня это особо никак не влияет, но и к счастью их не так много.

Олег Репин: Это тоже очень важный момент, потому что всегда важно слышать критику. Когда тебе говорят, что ты такой молодец, что у тебя все хорошо, какие прекрасные вина — это расслабляет. Я за объективную, хорошую критику. Когда она по делу — ты прислушиваешься и это позволяет тебе делать правильные выводы

Ну розе Ксюши — очаровательно
Да, прекрасное вино.

Ксюш, в мечтах сделать какое вино? Может быть, не в ближайшее время, но ты знаешь, что когда-то я хочу сделать это. Какое это вино?
Ну сложно наверное назвать какое-то одно. Наверное, игристое из своего Пино Блан, который мы сажаем в следующем году. У нас часть виноградника посажена, в этом году мы посадили Шардоне, Пино Нуар и Пино Блан. Видим потенциал в этом сорте.

За спиной культового российского винодела Олег Репина огромный опыт и знания о крымских терруарах. В 2011 году в п.-5

Забронировать дегустацию вин Oleg Repin, а также прогулку по виноградникув формате легких и увлекательных экскурсий с Mriya Travel.