Найти тему
УГТУ: Официальное

IQ или IT: мнение философа

По следам Дня преподавателя высшей школы

Дмитрий Безгодов
Дмитрий Безгодов

Заменит ли искусственный интеллект преподавателя высшей школы? Отвечает философ, поэт, член Союза писателей России Дмитрий Безгодов, старший преподаватель кафедры документоведения, истории и философии УГТУ.

- Однозначного ответа на этот вопрос нет. Форматов высшей школы всё больше: есть элитное образование, есть массовое, есть нацеленное на решение каких-либо узких задач. А есть образование, которое требует фундаментального знания, очень глубокого понимания природы вещей.
Причём это понимание достигается не просто изучением формул, стандартизированных матриц, таблиц и прочего, а множеством оттенков смыслов, которые по-настоящему осваиваются только в непосредственном диалоге обоюдно стремящихся к пониманию субъектов. К примеру, преподавателя и студента.
Исходя из этого, очевидно, что ИИ объективно на многое способен. ИИ, допустим, лучше меня сделает подборку источников и сделает обзор – это простая вещь, не требующая какой-то особой силы воображения. А уж нюансы наших психических функций: воображение, память, мышление – они до очень больших глубин тоже могут быть формализованы и стандартизированы. Туда ИИ тоже забирается.

Но я глубоко убеждён, что некая первичная интуиция истины недоступна интеллекту. Для него, в принципе, нет разницы между истиной и не истиной. Для него есть разница только между зафиксированными различиями. И всё.
Вывод такой: в большой степени ИИ будет вытеснять и подменять преподавателя высшей школы. И все же, если говорить метафорически, Платона, Ньютона или Эйнштейна ИИ не заменит! А они – не только учёные, но ещё и преподаватели, как минимум, для своих школ. Но эпигонов, функционеров, тех, кто просто пересказывает что-то чужое, особенно тех, кто даже не сильно задумывается и понимает, что именно он пересказывает, конечно, заменит! Это очевидно.

С другой стороны, пока мы учимся, мы ведь осваиваем не только знания. Мы хотим жить и учиться в атмосфере счастья, любви, человеческого общения, дружелюбия. И у преподавателя, в отличие от ИИ, есть интонации, чувства, живой облик. Мы учим не только предмету и методам исследования, но и жизни, человеческому общению. Мы о чём-то говорим на переменах, делаем какие-то важные замечания, шутим.
Я не вижу перспектив замены человека как такового. Функции разные – это да. Было бы здорово, если бы ИИ освобождал нас для духовного общения, а не изолировал от него.

-2