По следам Дня преподавателя высшей школы
Заменит ли искусственный интеллект преподавателя высшей школы? Отвечает философ, поэт, член Союза писателей России Дмитрий Безгодов, старший преподаватель кафедры документоведения, истории и философии УГТУ.
- Однозначного ответа на этот вопрос нет. Форматов высшей школы всё больше: есть элитное образование, есть массовое, есть нацеленное на решение каких-либо узких задач. А есть образование, которое требует фундаментального знания, очень глубокого понимания природы вещей.
Причём это понимание достигается не просто изучением формул, стандартизированных матриц, таблиц и прочего, а множеством оттенков смыслов, которые по-настоящему осваиваются только в непосредственном диалоге обоюдно стремящихся к пониманию субъектов. К примеру, преподавателя и студента.
Исходя из этого, очевидно, что ИИ объективно на многое способен. ИИ, допустим, лучше меня сделает подборку источников и сделает обзор – это простая вещь, не требующая какой-то особой силы воображения. А уж нюансы наших психических функций: воображение, память, мышление – они до очень больших глубин тоже могут быть формализованы и стандартизированы. Туда ИИ тоже забирается.
Но я глубоко убеждён, что некая первичная интуиция истины недоступна интеллекту. Для него, в принципе, нет разницы между истиной и не истиной. Для него есть разница только между зафиксированными различиями. И всё.
Вывод такой: в большой степени ИИ будет вытеснять и подменять преподавателя высшей школы. И все же, если говорить метафорически, Платона, Ньютона или Эйнштейна ИИ не заменит! А они – не только учёные, но ещё и преподаватели, как минимум, для своих школ. Но эпигонов, функционеров, тех, кто просто пересказывает что-то чужое, особенно тех, кто даже не сильно задумывается и понимает, что именно он пересказывает, конечно, заменит! Это очевидно.
С другой стороны, пока мы учимся, мы ведь осваиваем не только знания. Мы хотим жить и учиться в атмосфере счастья, любви, человеческого общения, дружелюбия. И у преподавателя, в отличие от ИИ, есть интонации, чувства, живой облик. Мы учим не только предмету и методам исследования, но и жизни, человеческому общению. Мы о чём-то говорим на переменах, делаем какие-то важные замечания, шутим.
Я не вижу перспектив замены человека как такового. Функции разные – это да. Было бы здорово, если бы ИИ освобождал нас для духовного общения, а не изолировал от него.