На заре становления древнегреческой культуры первые философы сразу же стали уделять большое внимание изучению души. В каком-то смысле эпоха великий мистерий, посвященных богам, подготовила основу для попыток постичь нечто невидимое, что влияло на поведение человека.
Например, мифы и ритуалы связанные с Дионисом, погружали мыслящего человека в истории раздвоенного сознания и сильнейшего эмоционального накала. Как известно, именно Дионис открыл многим экстатическое состояние, в котором родилось не только первое представление о душе, но и трагедия, древний театр, где главный герой - это сложные переживания человеческой души.
Интересные, во многом близкие современным взгляды по психологии высказывал знаменитый Демокрит. Кстати, этот философ потратил все деньги, оставленные ему родителями на путешествия и обучения в других странах (Египет, Индия, Персия), где были лучшие центры просвещения тех лет. После возвращения, греческий народ и суд потребовали оправдания такой растрате. Доказывая правильность своего поступка в народном собрании, он прочитал созданную только что книгу «Большое мироустройство». Греки не только полностью поддержали Демокрита, но и наградили его большой денежной суммой и поставили в честь него памятники.
Гений Демокрита очевиден. Он первым предположил, что весь мир состоит из атомов, и душа в том числе. Эти мысли оставались непонятыми и революционными до XVIII века, то есть несколько тысячелетий, и это потрясает воображение. Для великого философа древности было очевидным, что душа, состоящая из атомов, является источником энергии для тела и развивается вместе с телом как одно целое. В итоге, пройдя путь сложных трансформаций в цепочке причинно-следственных связей, она умирает вместе с телом, рассеиваясь в воздухе. Для Демокрита нет случайностей, есть незнание причин. Однако, с точки зрения этики он считал важнейшим для человека его воспитание, особенно в детстве. Люди совершают хорошие поступки только благодаря обучению, а не по своей природе.
Видя вокруг себя в обществе множество негативных примеров, философ пришел к пессимистическим выводам о сложности воспитания и даже отказался создавать свою собственную семью, чтобы не плодить несчастье. Самым большим горем он считал горе родителя, воспитавшего несмотря на все свои усилия безнравственного ребенка, или родителя, вложившего всю душу в ребенка, которого убили на войне из-за амбиций циничного правителя.
Изучайте Психологию вместе с Державинским институтом!