Найти в Дзене
Страницы истории

ДЕРЕВНЯ МИХЕЕВО. УСАДЬБА ПРЯМОГЛЯДОВЫХ

"... Надо же познакомить читателей хоть несколько с той старинной помещичьей усадьбой в сельце Михеево, где родичи моей матери с давних пор жили постоянно и где перевелись наконец..." - писал Славутинский Степан Тимофеевич.  "... Я уже не застал старую усадьбу, но слышал о ней много, да и все-таки видел в детстве моем кое-какие остатки ее, которые в настоящее время исчезли. Усадьба, собственно родовая, Прямоглядовская, была большая, очень просторно заселенная, и со многими постройками. Когда она устраивалась в таком виде, в каком еще была во время происшествий, закончивших существование старого рода Прямоглядовых, русские помещики, и не очень богатые, везде широко селились и обустраивались. Немало пустырей из-под разных прежних построек застал я на обширном пространстве. По многим, тут же лежавшим пням, больших и небольших, давно уже срубленных деревьев, заметно было, что здесь находился большой сад с аллеями, конечно из лип, тогда так любимых, даже чтимых за целебные свойства своего

"... Надо же познакомить читателей хоть несколько с той старинной помещичьей усадьбой в сельце Михеево, где родичи моей матери с давних пор жили постоянно и где перевелись наконец..." - писал Славутинский Степан Тимофеевич. 

"... Я уже не застал старую усадьбу, но слышал о ней много, да и все-таки видел в детстве моем кое-какие остатки ее, которые в настоящее время исчезли. Усадьба, собственно родовая, Прямоглядовская, была большая, очень просторно заселенная, и со многими постройками. Когда она устраивалась в таком виде, в каком еще была во время происшествий, закончивших существование старого рода Прямоглядовых, русские помещики, и не очень богатые, везде широко селились и обустраивались.

-2

Немало пустырей из-под разных прежних построек застал я на обширном пространстве. По многим, тут же лежавшим пням, больших и небольших, давно уже срубленных деревьев, заметно было, что здесь находился большой сад с аллеями, конечно из лип, тогда так любимых, даже чтимых за целебные свойства своего цвета помещиками срединных великорусских губерний. Но между деревьями вокруг новой помещичьей усадьбы в Михеево, заведенной моим отцом уже в гораздо меньшем против прежнего размере, старых лип вовсе не было, а остался с одной стороны двора только ряд огромных берез, да отдельно и не близко от нового дома стояло несколько таких деревьев, которые, должно быть, тоже ограничивали когда-то старый господский сад. Надо сказать, что прежний помещичий дом, а также почти все хозяйственные и другие усадебные постройки, равно как и тот большой сад, все это почему-то было сведено до тла как раз после катастрофы с дядей Иоасафом Николаевичем. Вообще, оставшиеся при мне признаки старинной усадьбы: пустыри с мусором на тех местах, где были постройки, рытвины какие-то, заросшие крапивою и чернобыльником, полусгнившие огромные пни, да и эти огромные же березы, со мшистою корою на стволах, с низко опущенными, как у плакучих ив, ветвями, производили печальное впечатление и оттого более, как кажется мне, что новая усадьба нисколько не прикрывала остатков старой, почему и сама она имела вид, как бы полуразрушенной.

Мне рассказывали, что старый господский дом в Михеево был велик, даже чересчур велик, отнюдь не по семье Прямоглядовых, которая во всех трех последних поколениях состояла из немногих членов. Не могу, кстати, не упомянуть, что усадьба Прямоглядовых находилась в весьма близком расстоянии от сельца Михеево, почти сливалась с ним..."