Найти тему
Обзоры от Лёхи

Обзор книги "Управление проектами с нуля"

Давно я не писал в блог. Простите, уважаемые подписчики.

Фильмы последнее время не фонтан, писать о них не хочется. А может просто в целом о фильмах пока не хочется. Хоть я и был на нескольких премьерах.

Поэтому расскажу вам о книге, которую мы коллективно читали и обсуждали на работе.

Называется она "Управление проектами с нуля". Автор - Грег Хорин.

Вот реферальная ссылка на нее: https://ya.cc/m/bNXZf8t.

Как мы пришли к этой книге

Дело в том, что отделом, в состав которого входит моя служба, управляет хороший руководитель. Действительно умный, образованный, мудрый человек, окончивший много курсов, имеющий большой практический опыт руководства (основал свою фирму).

Он предложил внутри нашего отдела делиться между собой компетенциями. Проводить обучающие мероприятия среди себя.

Когда дошла очередь до него, мы, как руководителя, попросили его рассказать про управление проектами и командами.

Чтобы не начинать с нуля, он предложил нам попробовать почитать PMBOK - это такой свод знаний по тому, как управлять проектами, который вобрал в себя лучшие практики, которыми делились люди, управляющие успешными проектами.

Мы попробовали и...обломались.

PMBOK очень сложен в чтении (по крайней мере для меня). Там множество всяких таблиц и начинать читать его надо обладая хоть какими-то начальными знаниями в управлении проектами (желательно практической направленности).

Когда все остальные высказали сходное мнение о PMBOK, руководитель посоветовал нам "потренироваться на кошках" и попробовать почитать Грега Хорина и его "Управление проектами с нуля".

Его оказалось читать намного проще, а концепции, которые изложены в книге, были намного более понятно описаны.

А вообще, что такое управление проектами?

Сразу хочу оговориться: все, что описано ниже про проект и управление им - сугубо информация, полученная из книги Хорина, пропущенная через меня и прошедшая через обсуждения в нашем коллективе.
Какого-нибудь профессионала в данной области возможно не устроят мои формулировки и приведенные примеры.

Что такое проект? Это некая организованная деятельность, которая приводит к изначально намеченному уникальному результату в рамках отведенного на это времени.

Управление проектом - это совокупность методов управления данной деятельностью. Ее организация, различные методики по созданию ценности проекта, целеполагание, формирование команды и определения проекта.

Если перевести из плоскости заводов-пароходов в плоскость бытовую, можно привести следующий ниже пример.

Бытовой пример проекта

Отличный бытовой пример проекта, это туристический поход.

У любого похода есть цели, например такие: получить уникальные впечатления, сплотить коллектив, посетить определенную локацию, наделать кучу фотографий, воссоединиться с природой, поныть, чтобы тебя пожалели.

Поход отвечает ключевым характеристикам среднестатистического проекта:

1. У него есть сроки. Выходим тогда-то, возвращаемся тогда-то. Правда тут есть оговорка, что проект "Поход" начинается намного раньше, чем сам поход.

2. У него есть уникальный результат. Группа людей в целом и каждый отдельный ее участник получит от похода (в идеале должен получить, если проект "Поход" окончится успешно) то, что он от похода ожидал.

Вроде все просто, чем тут управлять?

Через этот вопрос и открывается вся ценность книги.

Бывало ли у вас такое: вы начали делать что-то сложное, не учли какую-нибудь мелочь, в результате у вас в какой-то момент все пошло наперекосяк?

Если вернуться к походу.

Помните? У нас есть заинтересованные в походе лица - те, кто преследует цели что-то получить от похода: эмоции, фотографии, камни и другое? По-умному они называются стейкхолдеры и ими могут быть не только непосредственные участники похода.

Допустим, один из стейкхолдеров ваша жена. Поход интересовал её исключительно как способ сделать красивые фотографии.

А неочевидным стейкхолдером была тёща, которой жена хотела показать фотографии из похода, чтобы доказать, что вы не просто не хотели к ней ехать, а потому что пошли в поход.

А еще более неочевидным - Росприроднадзор, который заинтересован, чтобы во время похода вы не спалили лес, например.

Вы приехали на место, дошли до первой достопримечательности. Жена достала фотоаппарат и вы поняли, что забыли взять карту памяти для него.

Все, приехали.

Для жены проект "Поход" провалился. Потому что цель проекта "Поход", которую она преследовала, не может быть достигнута.

-2
Потому что на этапе сборов вы назначили (или вовсе не назначили) не того ответственного за карту памяти. В результате никто ее не взял.

Мелочь вроде, но если стейкхолдер жена потеряла смысл проекта "Поход", она может начать его саботировать и в итоге вы поедете домой ни походоно-хлебавши, таким образом, для вас проект тоже загнется.

Вот такой пример бытового проекта и того, что с проектами не все таки просто.

Проектный подход можно применить ко многим бытовым делам. Даже варка супа может стать тщательно спланированным успешным проектом, а может обернуться провалом.

Что касается дел рабочих, то умение управлять проектами в карьере вам наверняка пригодится.

Как успешно выполнить проект "Поход"?

А что, если в примере с походом вы бы знали, с чего начать его планирование, как и между кем распределить задачи, возникающие в процессе управления данным проектом, как учесть максимальное количество рисков?

Если бы у вас был пошаговый план с декомпозицией всех необходимых задач, связанных с подготовкой и проведением похода, расписание работ, которые нужно выполнить к определенной дате (тогда-то купить рюкзак, тогда-то собрать рюкзак и положить карту памяти, тогда-то положить в котелок 10 грамм соли и получить отличную полевую кашу).

Если бы у вас был план, как решить проблемы, если они все таки возникнут (например, если сели батарейки в фотоаппарате, у вас есть запасные). Если бы под каждую задачу у вас был бы запланирован определенный бюджет, а на случай, если что-то подорожало был бы заранее учтен буфер по деньгам.

Тогда ваш проект "Поход" имел бы гораздо больше шансов на успешное завершение и все стейкхолдеры с большей вероятностью были бы довольны и достигли бы нужных результатов от похода.

Как это все учесть, да и вообще в принципе узнать, что в любом проекте есть типовые вещи, которые нужно учитывать? Как узнать, как это все правильно сделать?

Прочесть книгу Грега Хорина "Управление проектами с нуля"

Грег Хорин рассказывает про все этапы ведения проекта.

Начиная с его планирования и определения (а зачем, собственно, нам этот проект, какие цели мы преследуем, какие результаты хотим получить, кто наши стейкхолдеры и какие у них интересы в проекте, какие риски нас ожидают в проекте, как мы собираемся их избегать), продолжая непосредственным ведением проекта (контроль за ходом проекта, управление изменениями, работа с проблемами) и заканчивая контролем его завершенности (сверка целей с полученными результатами, получение обратной связи, работа над ошибками на будущее).

Есть и нюансы

Несмотря на то, что книга полностью описывает все этапы проекта, уже знакомым с темой людям наверняка не попадется в ней чего-то принципиально нового. Потому что она для новичков.

Также автор, по всей видимости, чаще работал с проектами в сфере IT.

Не думаю, что это в корне меняет концепцию управления проектами, но в книге присутствуют главы, где четко прослеживается этот опыт автора.

Возможно где-то вам будет недостаточно полноты ответов на вопрос "Как именно что-то сделать?", но в книге есть примеры в каждой из глав, по аналогии с которыми можно выполнять работы в своих проектах.

Также есть главы посвященные работе с программами для проектного управления, MS Project, например, но часть описанных версий ПО уже сильно устарела.

В остальном - рекомендую

Причем не только тем, кто вот прямо проектный менеджер.

В обычной жизни (я тут очень долго приводил пример с походом для демонстрации этого), это поможет организовать ум в организации бытовых проектов: организации праздника, отпуска, покупки машины, квартиры, создания или организации своего дела.

Книга создаст в голове нужные шаблоны мышления, поможет мыслить комплексно и в правильных направлениях, структурирует и организует мысли, когда требуется спланировать что-то комплексное и сложное, где можно что-то упустить.

В общем, рекомендую всем, думаю каждый найдет в этой книге что-то полезное для себя.

============

На этом у меня всё! Спасибо за прочтение и отличного вам дня!

Подписывайтесь на канал и загляните в раздел со всеми статьями. Там есть крайне недооцененные материалы.