7,3K подписчиков

Восточный Казахстан. Как живут русские старообрядцы-кержаки в долине реки Бухтармы.

6,1K прочитали
Старообрядческая церковь в селе Коробиха, Казахстан, август 2023 г.
Старообрядческая церковь в селе Коробиха, Казахстан, август 2023 г.

Слово "старообрядцы" обычно ассоциируется у нас с отшельницей Агафьей Лыковой, до сих пор живущей в глухой хакасской тайге. Жизни староверов Лыковых посвящено немало книг, статей и видеорепортажей.

Старообрядческие общины сохранились в разных уголках России. На просторах Сибири потомки старообрядцев проживают в Красноярском крае, на Алтае и в Кузбассе, Забайкалье, Хакасии, Тыве и других регионах.

Поселения старообрядцев-кержаков есть и в Восточном Казахстане. Эти старинные села расположены в долине реки Бухтармы, служащей прообразом легендарного Беловодья - страны с "молочными реками и кисельными берегами", куда столетия назад шли русские люди в поисках обетованной земли и жизни без тягот и притеснений.

Река Бухтарма в окрестностях старообрядческого села Ко́робиха. "Беловодье старообрядцы искали в разных местах Сибири, куда из Европейской части России их тянули простор и глушь еще нетронутых, незаселенных мест. Долгое время Алтай и самая Бухтарма, куда не достигал глаз начальников, считались Беловодьем и притягивали к себе беглецов из старообрядческой среды.". (из книги "Бухтарминские старообрядцы", 1930 г.).
Река Бухтарма в окрестностях старообрядческого села Ко́робиха. "Беловодье старообрядцы искали в разных местах Сибири, куда из Европейской части России их тянули простор и глушь еще нетронутых, незаселенных мест. Долгое время Алтай и самая Бухтарма, куда не достигал глаз начальников, считались Беловодьем и притягивали к себе беглецов из старообрядческой среды.". (из книги "Бухтарминские старообрядцы", 1930 г.).

Прежде чем отправляться в долину Бухтармы наших дней, перенесёмся ненадолго в прошлое. В восемнадцатом веке в Бухтарму устремились русские старообрядцы, бежавшие от гонений за веру, а также рабочие и приписные крестьяне с заводов рудного Алтая.

Группа кержаков у входа в избу, нач. ХХ в. В нашей статье использованы черно-белые фотографии казахстанской экспедиции Академии наук СССР 1927 г., опубликованные в книге 1930 г. изд. "Бухтарминские старообрядцы" Е.Э. Бломквист и Н.П. Гринковой, а также фотоматериалы начала ХХ в.  Алексея Николаевича Белослюдова, краеведа, этнографа, педагога.
Группа кержаков у входа в избу, нач. ХХ в. В нашей статье использованы черно-белые фотографии казахстанской экспедиции Академии наук СССР 1927 г., опубликованные в книге 1930 г. изд. "Бухтарминские старообрядцы" Е.Э. Бломквист и Н.П. Гринковой, а также фотоматериалы начала ХХ в. Алексея Николаевича Белослюдова, краеведа, этнографа, педагога.
"Живя как бы вне государства, будучи неизвестными правительству, не платя никаких податей и не неся никаких повинностей, на свободе в горных долинах и ущельях, весь этот собравшийся из разных мест люд сжился, объединенный одним стремлением, хотя к неудобной и трудной, но свободной жизни".

В Бухтарминской долине русское население появилось не позднее середины XVIII века и пришло как раз в места, которые до его прихода были районом кочевок казахов, - отмечают авторы книги "Бухтарминские старообрядцы" Е.Э. Бломквист и Н.П. Гринкова. Главная масса старожильческого русского населения долины — старообрядцы, или кержаки (от реки Керженец в Нижегородской губернии; на Керженце были большие поселения старообрядцев. В Сибири это название распространилось на всех старообрядцев, не только выходцев из Нижегородской губернии).

Кержаки-каменщики, с. Язовая.
Кержаки-каменщики, с. Язовая.

Первые русские поселенцы скрывались в малодоступных ущельях в горах, или „в камне", "забежали в камень", поэтому получили название „каменщики".

Переводя название гор - "камень" с местного говора на литературный язык, алтайских старообрядцев-каменщиков можно назвать горцами, жителями гор.
Слово "старообрядцы" обычно ассоциируется у нас с отшельницей Агафьей Лыковой, до сих пор живущей в глухой хакасской тайге. Жизни староверов Лыковых посвящено немало книг, статей и видеорепортажей.-6

Жили разбросанно в ущельях по одному, по два дома, редко небольшими поселками в 5-6 дворов, опасаясь, главным образом, правительственных разведочных отрядов. Занимались охотой, сельским хозяйством, рыболовством и пчеловодством. Добытые меха и продукты обменивали на товары у соседей - казахов, алтайцев, китайцев, сибирских казаков, а также заезжих русских купцов.

В 1791 г. каменщики подали обращение к Екатерине II с просьбой принять их в подданство на правах инородцев, а в 1792 г. они получили помилование за бегство и за укрывательство от правительства и были обложены, подобно другим инородцам, ясаком в виде взноса в казну определенного количества звериных шкур. Так каменщики вошли в состав Российского государства на тех же правах, как все туземцы Сибири, и по своему положению в государстве отличались от остального русского населения на Алтае. Благодаря статусу инородцев бухтарминцы были освобождены от подчинения присылаемой администрации, горно-заводских работ, рекрутчины и некоторых других повинностей.

Слово "старообрядцы" обычно ассоциируется у нас с отшельницей Агафьей Лыковой, до сих пор живущей в глухой хакасской тайге. Жизни староверов Лыковых посвящено немало книг, статей и видеорепортажей.-8

В 1792 году, при принятии Екатериной II «каменщиков» в качестве ясачных инородцев, были образованы две инородческие управы или волости – Бухтарминская и Уймонская.

Получив права инородцев, каменщики спустились из высоких горных ущелий, с верхнего течения Бухтармы и ее притоков, заняв наиболее удобные места в долинах горных рек.

Таким образом, вместо существовавших ранее, по преданию, тридцати отдельных мелких поселков в 2-3 дома, разбросанных в малодоступных и малоудобных местах, к 1792 году было образовано 9 деревень: Осочиха (Богатырево), Быково, Сенное, Коробиха, Печи, Язовая, Белая, Фыкалка, Мало-Нарымская (Огнево).
Карта-схема 1927 г. \\ Е.Э. Бломквист, Н.П. Гринкова.
Карта-схема 1927 г. \\ Е.Э. Бломквист, Н.П. Гринкова.

Исследователи отмечали большую зажиточность бухтарминских каменщиков-кержаков, "не знавших ни крепостного права, ни горно-заводской повинности (бергальства), ни воинской повинности, не говоря уже о податях, так как наложенный на них ясак был крайне незначителен".

В быте бухтарминских „каменщиков" много своеобразного, обусловленного как природой, так и историей и экономикой края. Горы, земельные просторы, обильные зверем леса, близость китайской и монгольской границ наложили отпечаток на бухтарминские хозяйства.

Каменщики вплоть до коллективизации являлись замкнутым обществом с самобытной культурой и традиционным бытовым укладом по консервативным нормам и правилам православных старообрядческих общин.

Бухтарминские старообрядческие сёла сегодня. Недавно нам посчастливилось побывать по работе в Восточном Казахстане и посмотреть, как живут в долине реки Бухтармы потомки кержаков-каменщиков.

Стоял август - время золотых подсолнухов, густых утренних туманов, многослойных облаков и ночных зарниц.

В эту пору долина Бухтармы особенно живописна. Когда едешь по ней впервые, смотришь на все это великолепие, созданное не только природой, но и трудом человека, и сердце замирает от восторга.

Вечернее небо над селом Катон-Карагай.
Вечернее небо над селом Катон-Карагай.

На полях колосятся зерновые, наливается початками кукуруза. В разнотравье лугов в это время преобладают соцветия синих, фиолетовых и лиловых оттенков. Воздух полон ароматов свежескошенной травы - сенокос в самом разгаре.

В долине Бухтармы сложились благоприятные природно-климатические условия для земледелия и животноводства. Катон-Карагайский район издавна славится производством кумыса, пчеловодством и мараловодством.
Лошади на вольном выпасе в окрестностях села Коробиха.
Лошади на вольном выпасе в окрестностях села Коробиха.

Мы приехали в Ко́робиху - одно из сел, где и сегодня живут бухтарминские старообрядцы. Это село считается главным центром пчеловодства Катон-Карагая.

Пчеловодство - давнее традиционное занятие жителей Коробихи.
Пчеловодство - давнее традиционное занятие жителей Коробихи.

Коробиха раскинулась на левом берегу Бухтармы рядом с устьем речки Коробихи. Во времена СССР здесь действовал совхоз-миллионер пчело-молочного и мясного направления. В 1996 г. совхоз был расформирован, и численность населения пошла на убыль, и сегодня, по статданным 2020 года, в Коробихе 116 дворов и около 380 жителей.

Если мы посмотрим фотографии 1927 года, то увидим существенную разницу в плотности застройки села.

Сегодня из государственных учреждений в Коробихе действуют: средняя школа, акимат (сельская администрация), фельдшерско-акушерский пункт, библиотека, клуб. В селе есть сотовая связь и интернет.

Школа в Коробихе большая, советских времен, но, к сожалению, учащихся в ней сегодня в разы меньше, чем в прошлом столетии.
Школа в Коробихе большая, советских времен, но, к сожалению, учащихся в ней сегодня в разы меньше, чем в прошлом столетии.

В Коробихе также находится Усть-Язовинское лесничество Аксуского филиала Катон-Карагайского государственного национального природного парка, крупнейшего в Казахстане. Здесь трудятся жители Коробихи и соседних сёл, внося свой вклад в сохранение местной природы.

Усть-Язовинское лесничество находится в западной части Катон-Карагайского нацпарка, граничит с Катунским биосферным заповедником по хребту Листвяга (Усть-Коксинский район Республики Алтай) и входит в состав трансграничного биосферного резервата ЮНЕСКО "Большой Алтай".

На территории лесничества находятся многочисленные речки, притоки Бухтармы, сохранившие старинные кержацкие названия - Середчиха, Тесная, Сахатинка, Кирилка, Пахатушка, Коробиха, Проездная, Бобровка, Язовая.

Слово "старообрядцы" обычно ассоциируется у нас с отшельницей Агафьей Лыковой, до сих пор живущей в глухой хакасской тайге. Жизни староверов Лыковых посвящено немало книг, статей и видеорепортажей.-24

Большая часть жителей Коробихи живет подсобным хозяйством, занимается скотоводством, растениеводством и пчеловодством.

Слово "старообрядцы" обычно ассоциируется у нас с отшельницей Агафьей Лыковой, до сих пор живущей в глухой хакасской тайге. Жизни староверов Лыковых посвящено немало книг, статей и видеорепортажей.-25

В первую очередь Коробиха славится мёдом, который известен не только в Казахстане, но и за его пределами.

"Там, где горы кремнёвые, где течет Бухтарма,
деревушка пихтовая приютилась одна.
Вечерами здесь красочно, всё звенит и поёт.
Сладко пахнет на пасеках коробихинский мёд".
В. Ищенко.

Вместе с сотрудниками лесничества мы отправились к потомственным пчеловодам Сидоровым. Хозяина не было дома, уехал в тайгу, мы пообщались с его супругой, Оксаной Георгиевной. Она работает в местной школе учителем начальных классов.

Усадьба Сидоровых примыкает к лесу. Большой огород, УАЗик во дворе, старый колодец с журавлём, аккуратные стожки свежего сена, омшаник для зимовки пчел и, конечно, ряды ульев. В воздухе то тут, то там, мелькают пчелки-труженицы.

"Основной медосбор у нас начинается с 7 июля, когда все травы активно цветут, - рассказывает Оксана Георгиевна, разжигая дымарь. - Самый наплыв меда в Коробихе с 7 июля по 4 августа, крайний срок – это 10 августа. Всё, потом готовим пчелок на зиму, составляем ульи в омшаник и они там зимуют. Контролируем температуру: плюс четыре – плюс шесть - самая нормальная для зимовки. Весной, после выстава ульев, проходим по пасеке, смотрим. Какие послабее, мы помогаем им, от сильных берем пчёлок, как бы выравниваем пасеку, чтобы все были к медосбору готовы".

"В начале медосбора у нас мед идет с акации и с травок, которые цветут в то время. А сейчас в медосборе разнотравье, в основном синяк, дягиль. Почти все травы уже отцвели", - говорит Оксана Георгиевна.

"Мед отличный, все пользуются нашим медом, на него большой спрос. Когда хороший урожай, мы можем получить две тонны меда, а вот нынче у нас не очень – чуть больше полтонны взяли меда. Это связано с погодными условиями. Ночью холодно, днем жарко. Ночи холодные, поэтому и нектар обильно не выделяется. Мы так думаем", - подчеркивает пчеловод.

Оксана Георгиевна Сидорова на домашней пасеке.
Оксана Георгиевна Сидорова на домашней пасеке.

С реализацией продукции пчеловодства у Сидоровых нет проблем: коробихинский мёд у всех на слуху. Его продают и из дома, и через торговые точки в Катон-Карагае. Также в пчеловодческом хозяйстве Сидоровых имеется апидомик, или "лечебный сон на пчелах", пользующийся популярностью у туристов.

Слово "старообрядцы" обычно ассоциируется у нас с отшельницей Агафьей Лыковой, до сих пор живущей в глухой хакасской тайге. Жизни староверов Лыковых посвящено немало книг, статей и видеорепортажей.-31

Помимо традиционных занятий, интересно познакомиться с бытом и духовной составляющей жизни современных старообрядцев, во многом сохраняющих старинный уклад жизни и следующих традициям и заветам своих предков.

Житель Коробихи.
Житель Коробихи.

Сегодня в Коробихе уж нет тех старых домов с уникальной архитектурой, которые сохранились лишь на фото начала ХХ века (См. выше). Только некоторые постройки, орудия труда и предметы быта напоминают о тех временах. А еще - старинные иконы и книги в местной старообрядческой церкви.

Лесничий Нургалий Асылбекович проводил нас к Евгении Кашкаровой. "Это самая главная кержачка, она здесь церковь держит", - сказал он.

Евгения Ивановна Кашкарова - смотритель старообрядческой церкви Св. Петра и Павла, построенной на средства её семьи.

"Наши предки сюда в тысяча семьсот каком-то году забежали, - рассказывает Евгения Ивановна. - Прадеды наши с Дона, донские казаки по материнской линии. По отцовской – не знаю. Отец всегда говорил, что его предки - кержаки ".
"Наши предки сюда в тысяча семьсот каком-то году забежали, - рассказывает Евгения Ивановна. - Прадеды наши с Дона, донские казаки по материнской линии. По отцовской – не знаю. Отец всегда говорил, что его предки - кержаки ".

Евгения Ивановна пригласила нас на чай. На столе - простая и сытная крестьянская еда: свежие яйца с ярко-оранжевыми желтками, салат из овощей со своего огорода, мёд, малиновое варенье, сметана, свежезаваренный черный чай с молоком, хрустящие гренки и, конечно, шаньги с домашним творогом. А еще хозяйка предложила нам отведать медовухи.

Сердечно благодарим Евгению Ивановну за гостеприимство и угощение, ведь ни столовых, на закусочных в Коробихе нет.

Сотрудники Усть-Язовинского лесничества Нургалий Доржанов, Лэйла и Сержан Скаковы в гостях у Евгении Кашкаровой. "У нас на Бухтарме все живут дружно: русские, казахи и люди других национальностей", - подчеркивает Евгения Ивановна.
Сотрудники Усть-Язовинского лесничества Нургалий Доржанов, Лэйла и Сержан Скаковы в гостях у Евгении Кашкаровой. "У нас на Бухтарме все живут дружно: русские, казахи и люди других национальностей", - подчеркивает Евгения Ивановна.

За трапезой поговорили о разном, вспоминали прошлое. "Раньше совхоз был, легче было. Деревня большая была. Людей было много, совхоз-миллионер пчело-молочного и мясного направления, - рассказывает Евгения Ивановна. - В селах Барлык (Печи) и Ушбулак (Черемошка) были отделения нашего совхоза. Работали своя пекарня, маслозавод, колбасный и лимонадный цеха. Магазин совхозный был, и на складах всё под зарплату выдавали. Жили богато. Были большие автопарк и машинный двор, и фермы для крупно-рогатого скота. А лошадей всегда на белка́х пасли, потом перегоняли на зиму в деревню. Работа всем была, много работы. И большая школа – четыреста с лишним учеников и много учителей.

Слово "старообрядцы" обычно ассоциируется у нас с отшельницей Агафьей Лыковой, до сих пор живущей в глухой хакасской тайге. Жизни староверов Лыковых посвящено немало книг, статей и видеорепортажей.-37

А потом со временем начался вот этот развал, перестройка. Работы не стало – и стали уезжать из деревни. Очень много уехало, уезжали в основном те, у кого дети. Вот кто остался – тот остался. Люди оформили крестьянские хозяйства, ИП оформили, на себя работают. Теперь кто-то скот разводит, кто-то пчел разводит, кто-то извозом занимается – мужчины некоторые таксуют. Автобус не ходит, раньше ходил каждый день, можно было выехать в район, потом два раза в неделю стал ходить, потом вообще прекратили. Только такси, договариваешься несколько человек и всё, поехали. Куда надо, увезут: хоть в Катон-Карагай, хоть в какое другое село, хоть в город можно уехать. Теперь так".

Село Коробиха на левобережье Бухтармы.
Село Коробиха на левобережье Бухтармы.

После обеда мы пошли в церковь, все заботы о которой лежат на плечах Евгении Ивановны. Кроме того, она трудится в Коробихинской школе художником-оформителем и техработником.

Старообрядческая церковь Св. Петра и Павла в селе Коробиха.
Старообрядческая церковь Св. Петра и Павла в селе Коробиха.

"Церковь построили в двухтысячном году на свои средства мои родители – Мурзинцевы Валентина Михайловна и Иван Иванович и родные: два брата – Сергей и Александр, мой муж Александр и старший сын Семён помогали строить. Как из-под топора, но как смогли, так и построили", - рассказывает Евгения Ивановна.

"К нам священник приезжает из Усть-Каменогорска. Когда у меня набираются люди покреститься из Коробихи, с Язовой и Белой, то я его вызываю, он приезжает, кре́стит. Или в купели в самой церкви, или на реке. В прошлом году он в сентябре месяце был, в церкви самой крестились. Когда был коронавирус, он приезжал, 27 человек покрестил, и в прошлом году 14. А когда в первый раз приехал священник Глеб Валентинович, тогда 116 человек окрестилось в старообрядческую веру".
"К нам священник приезжает из Усть-Каменогорска. Когда у меня набираются люди покреститься из Коробихи, с Язовой и Белой, то я его вызываю, он приезжает, кре́стит. Или в купели в самой церкви, или на реке. В прошлом году он в сентябре месяце был, в церкви самой крестились. Когда был коронавирус, он приезжал, 27 человек покрестил, и в прошлом году 14. А когда в первый раз приехал священник Глеб Валентинович, тогда 116 человек окрестилось в старообрядческую веру".

"В Казахстане старообрядческие церкви есть в Алматы, Усть-Каменогорске, Риддере, - говорит Евгения Ивановна. - В Катон-Карагае стоит, которая сейчас закрыта – это тоже была старообрядческая церковь. В Язовой была церковь, но потом снесли. И в Коробихе была, вот где сейчас школа стоит, в левую сторону к реке. В годы становления Советской власти белоказаки разрушили эту церковь, оставалась только в Язовой церковь. Оттуда приезжал священник Назар. Он крестил, венчал людей. Мои родители венчанные, еще несколько пар венчанных.

Потом, когда священника не стало по старости, у нас была бабушка. Мы ее называли Зе́ниха. Фамилия у нее Сердцева была. А как звали – имя даже не знаю, не помню. Называли Зе́ниха по мужу. Раньше же как было: Са́шиха, Па́шиха, Ва́ниха, Зе́ниха – Зиновий муж у нее был. Вот она купала нас, и наших детей купала. Когда уже священник стал приезжать, то просто наверши́л уже. Кто воде предан в детстве, то просто навершают их, уже не купают в купели, а навершают: маслом мажут, молитвы читают, вот так".

Евангелие XVIII в. на старославянском языке.
Евангелие XVIII в. на старославянском языке.

"Да, вот это старое Евангелие, оно датировалось восемнадцатым веком. Корочка, всё, старинная, - объясняет Евгения Ивановна. - Ее отдали матушке люди, которые уезжали в Россию. Корочка, всё сохранилось, хоть не в лучшем виде, но прочитать можно. Читаю вслух прихожанам на старославянском".

Еще одно место, которое нельзя оставить без внимания в Коробихе - школьный историко-краеведческий музей. Экспозиция музея знакомит с историей старообрядчества, бытом кержаков-каменщиков.

В музее можно также познакомиться с историей пчеловодства в Коробихе.

"Старообрядцы с Керженца, Уреня, верховий Печоры, Северной Двины и Онеги уходили в далёкую Сибирь целыми поселениями. Шли они санным и тележным путем по бездорожью за тысячи километров, забрав с собой весь хозяйственный скарб и скот. Везли они и колоды с пчёлами. Для староверов пчеловодство было "Божьим промыслом". \\ Аргументы и факты Казахстан, # 23, 2010.

В советское время Коробихинский совхоз, созданный в 1964 году, был у всех на слуху. Его основными отраслями являлись пчеловодство и молочное скотоводство. "В совхозе проводились слеты, семинары пчеловодов, и наши пасеки очень славились, они давали большой урожай меда, который сдавался государству", - вспоминает Ольга Ивановна Калеева.

Слово "старообрядцы" обычно ассоциируется у нас с отшельницей Агафьей Лыковой, до сих пор живущей в глухой хакасской тайге. Жизни староверов Лыковых посвящено немало книг, статей и видеорепортажей.-46

Очень важно то, что сегодня учащиеся Коробихинской школы проходят элективный курс, осваивая азы пчеловодства. В стенах школы изучают теорию, историю пчеловодства, медоносные травы и т.п. А практический опыт получают на школьной пасеке: как ухаживать за пчёлами, как их лечить, как различать, когда пчелы готовы к медоносу, и мн.др. В аттестате об образовании делается запись, что учащиеся прошли курс по основам пчеловодства.

Завершая рассказ о Коробихинском музее, приводим еще несколько фотографий начала ХХ в. с портретами бухтарминских старообрядцев.

... День клонился к закату, и мы возвращались в Катон-Карагай. Вечернее солнце позолотило склоны гор, березовые рощи и свежескошенные луга.

Слово "старообрядцы" обычно ассоциируется у нас с отшельницей Агафьей Лыковой, до сих пор живущей в глухой хакасской тайге. Жизни староверов Лыковых посвящено немало книг, статей и видеорепортажей.-48

По пути заехали еще в одно старообрядческое село - Печи (Барлык). Сегодня в нём, как и Коробихе, проживает и казахское, и русское население. Общее число жителей - 360 человек на 94 двора.

На улицах было оживленно: возвращался с пастбищ скот.

Скотоводы села Печи (Барлык).
Скотоводы села Печи (Барлык).
Слово "старообрядцы" обычно ассоциируется у нас с отшельницей Агафьей Лыковой, до сих пор живущей в глухой хакасской тайге. Жизни староверов Лыковых посвящено немало книг, статей и видеорепортажей.-50

По переулку важно расхаживал индюк со своим семейством. В палисаднике копишились куры с красавцем-петушком, а у забора два гуся с шипением гонялись за кошкой.

Нам показали старейший из сохранившихся домов в Печах, сохранивший следы былого великолепия. Сколько поколений старообрядцев прожили в его стенах свою жизнь?

Долина реки Бухтармы ниже по течению от села Печи.
Долина реки Бухтармы ниже по течению от села Печи.

Вот таким длинным получился рассказ о бухтарминских старообрядцах. Спасибо, дорогие читатели, что дочитали статью. Благодарим сотрудников Усть-Язовинского лесничества Катон-Карагайского национального парка Нургалия Асылбековича Доржанова, Сергея Викторовича Рябыкина, Лэйлу Тунгушкалиевну и Сержана Ниязбековича Скаковых, а также жителей сёл Коробихи и Печи за душевный приём и сотрудничество. Здоровья вам и процветания!

Текст, фото (за исключением архивных): Светлана Усанова ©.

Оператор воздушной съемки: Иван Усанов ©.

Читайте на нашем канале "Ирбисфильм" другие статьи о Восточном Казахстане и Катон-Карагайском национальном парке: