Найти в Дзене
Волгоград 24

«В дом попало, меня подкинуло»: свидетели и участники войны вспоминают о событиях в Сталинграде 1942 года

За большой Сталинградской Победой – подвиги и судьбы. И бойцов, и мирных жителей. У каждого был «свой Сталинград». События 81-летней давности – глазами тех, кто причастен к этим великим и трагическим страницам истории.

В августе 1942 сталинградской девочке Гале – почти семь. Живет на Горном поселке. Помнит, как взрослые засуетились, начали копать укрытия.

«Я ребенок, мячик гоняю. Я как кинула его вверх. А тут – самолеты: «У-у». И бомбить начал», – рассказала дитя Сталинграда Галина Нарцева.

Больше покоя не было. Так и бегали прятаться в вырытые щели. Однажды не успели.

«В дом попало. Меня как подкинуло! Маму – в дверь, а меня – в потолок и об пол», – делится женщина.

Чуть затихло – бежали на Волгу. Испуганные люди битком набивались в баркасы, которые становились мишенью для немецких летчиков. Беженцы нашли приют в заволжских селах, Галина Леонтьевна помнит сарай с печуркой. Туда то и дело заходили все новые бойцы, скидывали шинели. И ее мама проглаживала им одежду. Потом она служила в прачечной воинской части, в семье сохранилась справка.

«Я видала, вши! Они прямо в швах, где кальсоны, рубашки. Солдаты одевались: «Отряд, вставай!» и в бой. – Вы понимали, что они не вернутся? – Нет, я понимала, что они вернутся, живые. Была вера, что они победят!» – говорит Галина Нарцева.

За Волгой гремел и горел родной Сталинград. Но в ноябре, когда грянул контрудар, советские войска пошли в историческое наступление, в этой прифронтовой зоне люди почувствовали: наступил перелом. После войны повзрослевшая Галя в госпиталях пела солдатам песни. Особенно любимые – «Соловьи…». Ведь она сама в короткие часы передышки встречала уставших бойцов. По воспоминаниям, именно в этих местах в Среднеахтубинском районе Галина Леонтьевна провела страшные сталинградские дни, спасаясь от войны. И именно здесь, в хуторе Первомайском, проживает наша следующая героиня.

Анастасии Константиновне Юдиной тогда едва исполнилось пятнадцать. Еще раньше, с начала войны, задачи выполняла совсем не девчачьи дела: пилила лес, а потом занималась земляными работами. Ребята обустраивали места стоянки для самолетов, которые бились насмерть в сталинградском небе.

«Спустился самолет. Летчик подошел, по голове погладил. Дети, работают – может, свои такие, пожалел. Спим недалеко, прожектора прожигают, мы спим недалечко, они светят, а мы с головкой укроемся и спим…» – рассказывает труженица тыла Анастасия Юдина.

А сколько довелось перестирать солдатской одежды!

«Вытаскивают из баков кипяченое и кидают, холодная вода, мы полощем и развешиваем, сохнет. Без конца говорили: там идет война, бьют, колотят. Но, говорят, немцев погнали! Мы: «О! Выгнали!» – вспоминает Анастасия Юдина.

Андрей Степанович Гойдин – житель Красного Сада – свои сталинградские дни провел на южном фланге. Сейчас ему сто лет – по паспорту, юбилей отметит позже. Два месяца Астраханского военного училища, и пешим ходом в калмыцкие степи, где с августа орудовали фашисты. С началом операции «Уран» 51-я и 28-я армии перешли в наступление, освобождая одно селение за другим. И Андрей Степанович знает, чего это стоило нашим бойцам.

«Когда пошли в наступление, пошел снег. Дошли до передовой. 20 километров шли по снегу. Он нас встретил! Как начал!» – делится участник Сталинградской битвы Андрей Гойдин.

В этих боях Андрей Степанович получил тяжелую контузию, едва выжил.

Сталинградские воспоминания для Анатолия Михайловича Шкодина, жителя хутора Новенького, смутные, почти неуловимые. Ему было всего четыре. Отец работал на судоремонтном, эвакуироваться не смогли. Всю битву семья оставалась в Сталинграде. Немцев помнит уже пленными, не похожими на захватчиков. Теперь они восстанавливали Сталинград.

«Мать котлеты делала, а мы ходили продавать, они выходят: рубль, котлетку берут. Их два солдата охраняли. Это чуть помню. – Как относились: фашисты, немцы или жалко было? – Жалко б не было, я бы котлет не носил. Они тоже люди», – вспоминает дитя Сталинграда Анатолий Шкодин.

В этой семье отмечают не только майский День Победы. Но и свой, сталинградский.

«Так мне жалко Гальку эту» – это Галина Леонтьевна про себя, ту – маленькую, испуганную, голодную, оглушенную бомбежкой. В течение жизни, перебирая детские воспоминания, творческая душа, сложила их в строки.

«Всегда 2 Февраля и в День Победы плачу я! Когда я девочкой была, война внезапно все сожгла. И мои мечты остались где-то там, вдали».

Смотрим «Вести. Волгоград»: smotrim.ru/Volgograd Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен