Одним из способов, которым должник может защищаться от взыскания исполнительского сбора, является административное исковое заявление (административный иск) об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ред от 04.08.2023) должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В судах общей юрисдикции требование должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора разбирают в порядке, который установлен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Министерство обратилось с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Административное исковое заявление было предъявлено в районный суд к судебному приставу-исполнителю, главному управлению Федеральной службы судебных приставов на территории субъекта Российской Федерации.
На министерство решением районного суда была возложена обязанность предоставить гражданину жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям данной местности, общей площадью не менее 33 (+-5) кв. м.
Решение вступило в законную силу, выдали исполнительный лист и возбудили исполнительное производство.
Затем министерство получило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения.
По истечении нового срока, назначенного судебным приставом-исполнителем, министерство предоставило гражданину жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям данной местности.
Затем в суд поступило административное исковое заявление об освобождении министерства от уплаты исполнительского сбора.
Свое требование министерство обосновывало следующими обстоятельствами. Во-первых, министерство не уклонялось от исполнения решения суда. Во-вторых, в установленный срок министерство исполнить решение суда не могло в связи с отсутствием финансирования в необходимом объеме. В-третьих, чтобы исполнить решение суда, министерству требовалось приобрести жилое помещение для гражданина. А приобрести жилое помещение можно только при условии соблюдения предписаний Федеральным закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Соблюдение требований закона требует значительного времени. Министерство совершило все действия, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
Суд, рассмотрев заявление, принял решение об освобождении министерства от уплаты исполнительского сбора. Суд указал, что нет оснований полагать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, с учетом предмета исполнения.
Вывод. Должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, если он не платил исполнительский сбор, отсутствует его вина в несвоевременном исполнении исполнительского сбора, должник исполнил решение суда, пусть и несвоевременно. В судах общей юрисдикции освобождение должника от уплаты исполнительского сбора происходит в административном исковом производстве по правилам Кодекса административного судопроизводства.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.