Найти тему
Natalie Efimova

Чем радуют галереи Лондона на новых выставках: "Дьявол всегда находит путь"

Увидела сюжет о счастливых искусствоведах и зрителях двух новых выставок Великобритании - "о форме и времени". Галерея Saatchi сообщила, что посвятила их "известнейшему дуэту художников и женщинам-скульпторам".

То, что я, девочка с московской окраины, провела в юности несколько лет в клубе юных искусствоведов ГМИИ им. Пушкина времен незабываемой Ирины Александровны Антоновой, наверное, никак не извиняет мое незнание имен и произведений великих людей, представленных в музейных залах "Зе Кепитал оф Грейтбритан".

Простите, короче, меня...

Сначала в европейских новостях я увидела павильоны, где выставлены работы женщин-скульпторов:

-2

И это еще не те экземпляры, которые меня потрясли.

Представлены также работы ушедшей уже в мир иной "известнейшей пары".

Оказалось, они прославились тем, что упаковывали всё, что попадалось им под руку.

Ну, автомобиль, что называется, Бог с ним. Может, он старый и побитый людьми и временем.

-3

Но вы не поверите - мы должны считать его, поскольку он замотан желтой тканью, произведением искусства.

Художники так видят.

Готова поспорить, что многие из вас смогли мы замотать свои машины куда с большей выдумкой. Особенно в новогоднюю ночь, встав из-за праздничного стола после десятого бокала шампанского.

Однако на передний план вышел этот милейший человек. И начал объяснять, что упаковали автомобиль "художники мирового значения".

-4

А кто же тогда Леонардо да Винчи, подумала я.

Открыла зарубежную прессу. Апрель 2019 года: "83-летний классик ленд-арта Христо Явашев получил от французских властей разрешение на осуществление своей давней мечты - обернуть Триумфальную арку в Париже тканью. Этот проект он планировал создать вместе со своей женой и партнером по творчеству Жанной Клод, скончавшейся в 2009 году. Проект ошеломляющий - кому такое под силу?"

Что правда, то правда. Тут не поспоришь. Я всю силу своего маленького мозга включила, но ответа найти не смогла.

Зачем заворачивать Триумфальную арку-то? От вандалов? Или она замерзла? Так в Европе, вроде, теплые зимы одна за другой.

Оказывается, пара - прославленные, известные всему миру (кроме меня) "великие упаковщики" Христо Явашев и Жанна-Клод де Гийебон (говорящая фамилия, кстати, если произнести ее с выражением).

Читаю дальше: "В 1960-е годы Христо разработал собственную концепцию обертывания объектов в ткань, пленку, бумагу и т. д., и назвал ее ампакетаж. Сначала он оборачивал небольшие предметы: стулья, бутылки, бочки, мотоцикл. Затем совместно с женой Жанной-Клод Христо перешел к более масштабным проектам. Природные ландшафты, архитектурные объекты, "оформленные" светящейся тканью, представали то в виде притаившихся космических монстров или же напоминали "Кувшинки" Моне, где один "цветок" — целый остров, обернутый тканью".

А если я не хочу, чтоб кувшинки оборачивали? А что Моне бы сказал Жанне-Клод де Гийебон?

И тут авторы сюжета просто опрокидывают меня сообщением, что произведения этих мастеров в значительной степени повлияли на улучшение экологической обстановки. Это каким образом? Во времена, когда у нас в океанах целые острова лишних оберток и пластика? "В Тихом океане, между Евразией и Северной Америкой есть круговая система течений, которая собрала 80 ТЫСЯЧ ТОНН пластика в гигантский "мусороворот". Полтора с лишним миллиона квадратных километров. Это больше, чем Германия, Франция и Италия вместе взятые".

Так, может, авторы заворачивают арки навсегда? (Правильно - что на них вечно, что ли, смотреть? Чем они заслужили? То ли дело - обертка).

Однако не так прост нынешний художник мирового значения. В одном интервью он честно признался, что не сеет разумное, доброе, ВЕЧНОЕ:

- Знаете ли вы, что у меня нет произведений искусства, которые существуют до сих пор? Они перестают существовать, когда заканчивается срок их показа. Я думаю, нужно иметь в разы больше мужества, чтобы создавать вещи, которые исчезнут, а не вещи, которые останутся.

Теперь и вы, друзья, наберитесь мужества. Ибо, доложу я вам - однажды этот человек, "сбежавший из коммунистической Болгарии", завернул берлинский Рейхстаг.

23 года Кристо и Жанна-Клод добивались у властей Германии разрешения на акцию "мирового значения". Оказывается, болгарин видел в Рейхстаге ни больше, ни меньше - символ свободы. И когда немцы дали ему отмашку, воскликнул: "Мы победили!"

Они победили. Вы понимаете? Упаковали Рейхстаг.

Вот так побеждали:

-5
-6

И вот - победили:

Лето 1995 года. 70 рулонов серебристой ткани общей площадью более 100 тысяч квадратных метров и 8 километров ярко-синего каната. Дуэт восторженно сообщил: "Каскады ткани, ниспадающие с крыши, создавали иллюзию динамики. Здание больше не казалось статичным, оно все время было в движении. В завернутом Рейхстаге есть некая иррациональная свобода".
Лето 1995 года. 70 рулонов серебристой ткани общей площадью более 100 тысяч квадратных метров и 8 километров ярко-синего каната. Дуэт восторженно сообщил: "Каскады ткани, ниспадающие с крыши, создавали иллюзию динамики. Здание больше не казалось статичным, оно все время было в движении. В завернутом Рейхстаге есть некая иррациональная свобода".

Еще я прочитала, что "в октябре 1969 года 2,4 км австралийского побережья были обернуты 92 900 квадратными метрами противоэрозионной ткани, привязанной к скалам 56,3 км полипропиленовой веревки. Пара получила официальное разрешение от больницы принца Генри, которой принадлежит береговая линия Литтл Бэй".

Художник: "Упаковка снимает с предмета его функцию и превращает в контур".
Художник: "Упаковка снимает с предмета его функцию и превращает в контур".

Больнице больше заняться нечем, подумала я.

К работе были привлечены 15 профессиональных альпинистов и 110 рабочих во главе с отставным майором из Инженерного корпуса армии, а также художники.

После их многотрудных усилий люди в течение десяти недель не могли наблюдать почти два с половиной километра береговой линии Австралии во всей ее природной красе.

На обертку смотрели. Пардон, на упаковку. Произведение же.

Вот что случается с людьми, вырвавшимися на свободу из "коммунистического лагеря"...

1972 год. США, Колорадо. "Занавес долины".

-9
-10

"Высота тканевой перегородки, перекрывающей ущелье Райфл-гэп в штате Колорадо, составляла 11 метров, длина 381 метр. Общая площадь ткани - 18 600 квадратных метров. Для установки занавеса потребовалось 417 метров кабеля весом в 61 тонну, закрепленного на 864 тоннах бетонных блоках. Огромный оранжевый занавес украшал долину на протяжении 28 часов, пока сильный ветер не обрушил его".

Представляю себе глаза этих работяг, когда ветер обрушил их труд. Они еще кинулись ее разбирать с риском для жизни после начала шторма.

Вот эти бы материалы и усилия - в мирных целях, подумала я. У нас разве человечество настолько благополучно живет, что можно себе позволить так с жиру беситься?

"А что такого..." - назвала бы я фото дуэта на заре их творческих потуг.

-11

Хотя супруге по жизни немало досталось. Тяжел труд художника мирового значения.

-12

Случаются последствия и для других участников процесса. 1991 год. Диптих "Зонтики" - голубыми утыкали рисовые поля Японии, желтыми холмы Калифорнии. Они должны были "подчеркнуть различия между США и Японией и их климатические проблемы".

Не знаю, успели люди по разные стороны морских берегов их заметить, но известно, что при разборе произведения погиб японский рабочий, а одну зрительницу бросил на камни сорвавшийся ветром зонтик. Две жертвы.

Христо скончался в 2020 году. В память о нем в Париже все-таки завернули Триумфальную арку по его проекту.

-13
-14
-15

-16

На 16 дней за 14 миллионов евро арку обернули тканью, как утверждалось, из "перерабатываемых материалов". Оказывается, Христо с женой мечтали это сделать давным-давно - с 60-х годов, когда снимали квартиру неподалеку.

То есть Пантеону и Лувру повезло.

При всем уважении к памяти людей, которых больше нет на этом свете, попробуйте меня убедить, что это имеет отношение к искусству.

- Они вошли в историю своими проектами драпировки или упаковки природных объектов, культурных памятников, в том числе Рейхстага в Берлине, - взялись меня убеждать европейские новости. - Сам Христо не может сказать, что его побудило обратиться к упаковке. В какой-то момент он занялся этим на небольших объектах.

-17
-18

- ... Потом масштаб стал расти. Впоследствии он покинул пространство галерей и музеев. И начал реализовывать проекты на природе и в городе, - рассказывал мне прекрасный человек, у которого работа такая. - Желая, чтоб люди лицом к лицу столкнулись ...

-19

- С чем? - подумала я.

- С искусством, - ответил он на фоне замотанного моста. Который не Христо придумал и построил, между прочим.

-20
-21

Да и заматывал не сам. А только на бумаге рисовал для работяг.

Другой человек из фонда знаменитой пары говорит, что он мечтал, чтобы Христо сам "присутствовал в день ИНАУГУРАЦИИ". То есть в момент, когда люди пришли к Триумфальной арке. И увидели не ее, а упаковку.

-22

- Уверен - они бы это очень оценили, - с чувством сказал фотограф.

Действительно! Особенно те, кто знает, что Триумфальная арка (1806-1836) считается национальным достоянием Франции, те, кто в курсе, что ее создателя вдохновила древнеримская арка Тита...

-23

Особенно благодарны, думаю, были те, кто приехал в Париж на несколько часов и, быть может, никогда туда больше не вернется. Поэтому не суждено ему увидеть арку как она есть.

-24
-25
-26
-27
-28

А вот это, кстати, пишут - Гений Свободы. Но она тоже будет прикрыта.

Гением упаковки.

-29

Потом мне рассказали, что жизнь проектов пары будет продолжаться.

Не буду вас пугать, но планов - громадьё.

Из произведений женщин-скульпторов покажу основной из представленных шедевров, на котором сосредоточились художественные критики в силу его особой ценности - в век продвижения зеленой энергетики и экологической повестки.

- Выставка "Если не сейчас, то когда" исследует проблему изменения климата и сохранность ресурсов, - говорит мне диктор.

Ну, это мы уже пробегали...

-30

Дальше - климат в полный рост.

-31
-32
-33

Но главное - инсталляция британской художницы Деборы (фамилию не расслышала, что-то вроде Дахен).

- Особое внимание уделяется электрическим компонентам, - объясняет искусствовед. - Тот факт, что необходимые для производства гаджетов ресурсы добываются по всему миру, просто непостижим!

Интересно - сама-то Анна имеет мобильный телефон и компьютер или без них обходится?

В противном случае мне тоже будет непостижимо...

-34
-35
-36

- Хрупкостью своих работ художница обращает внимание на хрупкость этих ресурсов.

-37

Ничего не имею против новых форм и вообще современного искусства. Жизнь идет вперед, не всё закончилось в эпоху Возрождения, Серова и Куинджи.

Но не до такой же степени.

*****

Кстати, на днях в ночи увидела впервые фильм "Работа без авторства". Там главный герой - художник, как и Христо, убежал из коммунистической ГДР в свободную ФРГ, чтобы творить. Создавать настоящее свободное искусство.

-38

А увидел там практически то же, что сегодняшние зрители лондонских галерей.

- Что ты хочешь делать? - спросили его в западной Академии. - Перформансы, инсталяции, скульптуры?

- Я - художник, - простодушно ответил он.

В ответ человек долго смеялся. Потом сказал:

-39

- Не обижайся. Я сам с Востока. Из Мекленбурга. Здесь больше никто не рисует. Людям нужно что-то новое.

-40
-41
-42

Вот один творец в академии ("Это Адриан Серый, имя говорит за себя. Сынок богатого папы, сносно говорить он умеет") объясняет посетителям высокий смысл своей работы:

- Что говорит вам вся эта композиция?

- Я думаю - это красиво, - нерешительно отвечает мужчина. - Но тем не менее это всё же остается обоями...

-43

- Прошу прощения, - извиняется за мужа смущенная дама.

-44

- Да, да, - не робеет сын папы. - Но, как видите, это лишь кажется. Именно это и ищем мы, художники. То, что спрятано за внешним.

-45
-46

- Вы же понимаете - пустота, выраженная белым, которую я поместил между шаблонами... Банальность, представленная повторением модели и бесценность неоновых оттенков. Именно это и привлекло вас здесь. Вы тонко чувствуете искусство. Иначе вы не подошли бы сюда.

-47

- Ваши друзья видят красивые обои. Вы - видите Вселенную за ними. Чудно.

-48

- А мы можем купить ... такое? - робко интересуется бюргерша.

- Можете, - с вдохновенным придыханием отвечает ей Серый. - В этом великая сила искусства.

И замечает коллег.

-49

- Дьявол всегда находит путь, - тихо говорит Курт из восточного Мекленбурга.

И ведет новичка в свою мастерскую, где сам теперь тоже - гвозди в доску забивает.

Жить захочешь - не так раскорячишься.

Инсталляция.

Искусство.

Что-то новое.

-50

В основу сценария положена реальная история.

Под свежей новостью два комментария:

- Интересно.

- Для психушки сойдет, конечно.

Вам выбирать, что какой из них ближе.

"Дьявол всегда находит путь". Это сказала не я. А герой германо-итальянского фильма.