«Пропаганда» Эдварда Бернейса интересна, в том числе и тем, что содержит множество примеров из разных сфер. Не обошел он вниманием и архитектуру.
Немного контекста. Книга во многом базируется на учении Фрейда, указывающем на то, что действие человека нередко представляет собой компенсаторное замещение желаний. Человек может желать вещь не из-за истинной ценности или полезности, а потому что он, не осознавая, видит в ней символ чего-то другого. Значительную роль в выборе также играет мнение группы, к которой человек принадлежит или на которую ориентируется.
До Бернейса пропаганда сводилась к формированию убеждений путем многократного повторения идей. Так, например, пропагандист старой школы, желая продать бекон, размещал бы на первых полосах газет что-то в роде: «Ешьте бекон потому что он вкусный и полезный». Пропагандист новой школы, понимая кто влияет на пищевые привычки общественности, предложил бы врачам сделать заявление о том, как полезен бекон.
Чтобы продать пианино, необходимо создать определенные обстоятельства. Для начала следует сформировать общественное принятие идеи о том, что в доме должна быть музыкальная комната. Проводится выставка музыкальных комнат, к оформлению которой привлекаются известные декораторы. На выставке организуется, мероприятие, куда приглашаются знаменитости, мнение которых способно повлиять на привычки масс. Информация о событии распространяется в СМИ. После необходимо убедить известных архитекторов сделать музыкальную комнату неотъемлемой частью проектов, предусмотрев в одном углу специальную нишу для пианино. Менее известные архитекторы станут подражать своим кумирам. Так идея музыкальной комнаты, не существовавшая ранее, будет успешно внедрена. Человек, купивший квартиру с такой комнатой, нишу в которой, нельзя использовать никак иначе, обязательно задумается о покупке пианино. Но это будет уже его собственная идея.
Интересно, какие ценности, идеи, товары архитекторы помогают распространять прямо сейчас?
Пропаганда / Э.Бернейс; [пер. с анг. ООО «Прогресс книга», 2021]. СПб. : Питер, 2022. - 67-73 с.