«Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще». Коко Шанель
3 часть главы 2. Начало второй главы, начало первой главы, начало книги
Колька напросился к другу на дачу. Там было сытно, вольготно и можно выспаться в тишине. Обычно они вместе купались, вместе помогали Артемию Игнатьевичу. Но нынче после завтрака дедушка не мог найти внука с приятелем. «Где они запропастились, вроде купаться не уходили» – раздумывал пожилой человек, пропалывая ряды с дружно растущим картофелем. Конечно, они могли купить в магазине любые овощи. Но Артемию Игнатьевичу доставляло неимоверное удовольствие покопаться в земле, отправить в рот ароматную ягодку прямо с куста и запечь в костре скороспелую картошку.
Ближе к обеду он обнаружил подростков в кустах смородины за сараем. Они увлечённо обсуждали раскрытую книгу. Ловким движением руки Артемий Игнатьевич внезапно поддел книгу за корешок. От неожиданности мальчишки вздрогнули и повернулись к деду. Тот с интересом рассматривал обложку книги.
«Так, так… Старая знакомая, – протянул Артемий Игнатьевич и обращаясь к подросткам, спросил – Нравится?»
Васька замялся, не зная, какую реакцию ждёт дедушка. А Колька выпалил:
– Конечно! Она входит в список обязательных книг для чтения.
– Айн Рэнд оказалась в списке внеклассного чтения на лето? – Артемий Игнатьевич удивлённо присвистнул.
– Нет, это нужно тем, кто хочет стать успешным. – пояснил Николай.
– Вон что! В погоне за успешным успехом решил стать эгоистом? – подняв брови, Артемий Игнатьевич смотрел на Кольку колючим взглядом.
– Да, ладно, дедушка. Она же про философию… – пришёл на выручку Васька.
– Знаю я эту философию. После обеда обсудим. Сейчас аппетит портить не будем. – Пожилой человек, закрыл книгу с выражением брезгливости, и пошёл в домик. Подростки поднялись, отряхнулись от приставшей травы и поплелись за ним.
Но после обеда пацаны убежали купаться. Когда солнце стало склоняться к закату, воздух стал пряным от цветущих трав, а тени несоразмерно вытянулись, Васька с Колькой взялись за полив участка. После ужина развалились в гамаке, созерцая вечернее небо.
Книжка пролежала полдня на столе веранды. Колька уже решил, что дедова гроза прошла стороной. Но чёрт дёрнул Ваську за язык:
– Дед, а правда что ты знаешь автора?
Артемий Игнатьевич, сидевший на веранде в любимом кресле и попыхивая трубкой, повернул голову в сторону внука. Взял книгу, в задумчивости рассматривая её, закинул ногу на ногу и немного откинулся на высокую спинку кресла, приняв удобную позу.
– Не лично, но так кое-что. В России эту дамочку звали Алиса Зиновьевна Розенбаум. Родилась она в 1905 году, училась в Питере. И на собственном опыте познала прелесть конфискации имущества. Удрать в Америку ей удалось только в 1926. Давай вместе посчитаем сколько ей было лет?
– Двадцать один, – одновременно ответили друзья, взглянули друг на друга и рассмеялись этому единству.
– Ну и какие выводы могла сделать 20-летняя дурында, пережившая революционные ужасы? Как вы думаете?
– Кривые! – Васька лукаво улыбнулся.
– Она утверждает, что самопожертвование и покорность советских людей привели их к тирании и смерти. А достойный выход, единственно возможная альтернатива для свободной страны, такой как Америка – эгоизм.
Кривые выводы – полбеды. Но ведь вы, когда себе человека в учителя выбираете, хоть бы поинтересовались, что он из себя представляет. Вы же делаете его важным для себя, значит вы не только усвоите мировоззрение, но и станете подражать поведению. А что из себя автор книги представляет, знаете?
– Она известная писательница, разве не так? – недоумевал Колька.
– Тут ты прав. Писать Анна любила ещё в детстве. В студенчестве, в 25 году, она опубликовала свою первую работу. – Согласился Артемий Игнатьевич. – А что она за человек?
– Кто ж её знает. – Колька нетерпеливо поёрзал. Солнце закатилось за горизонт, стемнело, но спать не хотелось.
На столе стояла керосиновая лампа. Над ней вились мотыльки. А неровное пламя отбрасывало блики на лицо Артемия Игнатьевича, слабо освещая только руки со злосчастной книгой.
«Зря я книжку с собой взял, – думал Колька, – отношения с дедом раз от разу портятся. А что если и правда выгонит и запретит Ваське дружить со мной?»
– Распутная бабёнка, вот она кто! – дед пыхнул трубкой так, как будто поведение Айн Рэнд касалось его лично. – Пристроилась статисткой в Голливуд, кропала никому не нужные сценарии. Нашла актёришку, чтобы выскочить замуж и получить гражданство.
– Да, ладно, дед, – вставил свои пять копеек Васёк. – Все девушки замуж хотят, за гражданство или так. Все своей красотой пользуются. Может она любила этого актёра?
– Любила, говоришь? Нет, милый. Она любила Лёву Беккермана, которого расстреляли в России. Анна о нём написала в романе.
Но, надо отдать должное, наша лягушка не зря лапками сметану взбивала. В 1932 году удача улыбнулась ей: Айн дорого продала сценарий про большую любовь на фоне большевистских ужасов. После этого Рэнд предалась писательству. Вы читаете роман «Атлант расправил плечи». По сути уже не роман, а пропаганда её идей. Но самой продаваемой книгой Айн Рэнд стал философский трактат «Добродетель эгоизма», опубликованный в 1964 году. Философия индивидуализма, которую проповедовала автор, прекрасно вписалась в идеологию США.
– Эту Виктор Николаевич тоже обещал мне дать, вот как эту дочитаю и верну. – не удержался Колька. Видя, что пожилой человек умиротворён, настроен на спокойную беседу, подросток расслабился.
– Что же вам активно проповедует Айн Рэнд? – Артемий Игнатьевич с прищуром взглянул на Николая.
– Ну вот про роль денег говорит, как и вы в прошлый раз…– выдохнул Колька. Он опять испугался васькиного дедушку и от напряжения у него пропал голос.
– Об эгоизме и индивидуализме пишет Анька. – миролюбиво продолжил пожилой человек. – Соединенные Штаты смогли это воплотить в жизнь, сделав индивидуализм новой религией. Этому же вас теперь учат гуру по трансформации неудачников в «успешных» людей. Где ты своего Виктора Николаевича выкопал? Тоже корчит из себя великого учителя?
– Ну это.. да, он обещает научить как денег быстро поднять… – окончательно смутился Колька.
– Выражение какое мерзкое: «Денег поднять», они что под ногами валяются?
– Ну это… как сказать-то… ну не работая заработать… – промямлил подросток.
– Гм, интересно. Потом меня научишь, старого неуча. – с сарказмом парировал Артемий Игнатьевич, перевёл взгляд на Ваську и задал вопрос:
– К чему приводит философия индивидуализма?
– Каждый сам по себе. – нашёлся внук.
– Верно. Индивидуализм и эгоизм ведут к утрате близких отношений. Человек как в футляре, он играет какие-то общественные роли. Но он не допускает никого настолько близко, чтобы завязались искренняя дружба, настоящая любовь, прочные профессиональные связи. Происходит подмена подлинных чувств понятиями выгоды, удобства и необходимости. «Это полезный человек, с ним надо дружить», «Мне нужно сделать выгодную партию, чтобы обеспечить блестящее будущее». Что это, как не торжество разума? Взвешенно, цинично и совершенно бездуховно.
Как может Личность сформироваться здоровой в таких условиях? Никак! — Сам себе ответил пожилой человек. — Она строится на взаимоотношениях с людьми, постоянном диалоге, искренних чувствах, тёплом общении. А когда окружающие лишь инструменты для достижения цели, о каком душевном тепле может идти речь?
Как думаешь, Колька с тобой искренне дружит или за еду? – Своим вопросом Артемий Игнатьевич поставил в неловкое положение и Кольку, и Ваську.
Николай покраснел, резко встал и быстро пошёл на мансарду.
– Зачем ты так, а? – упрекнул деда Василий и последовал за другом.
Артемий Игнатьевич выбил трубку, хозяйским взглядом окинул всё вокруг и отправился спать.
…С восходом солнца Николай проснулся. Он смотрел как солнце скользит по стене комнаты. Слушал пение птиц и размышлял. Куда деться от нотаций Артемия Игнатьевича? Что-то последнее время дед жёстко взялся за его перевоспитание. Не ходить к Ваське в дом или не ездить на дачу? Он вспомнил свою комнату в коммуналке, перегороженную посредине шторкой от матери, дебоширящих ночами соседей, надоевшие картошку с квашеной капустой или макароны с жареной колбасой. Отказаться от тишины дачного домика, сытости и возможности ходить за счет друга в кино Колька был не готов. Наверное дед прав. Дружба за еду…. Может поэтому так обидно. Вот же говорят, что правда глаза колет. Жалость к себе, досада и злость на несправедливость мира поднялись из глубины и обидой застряли в горле и слезами на глазах. Колька рывком сел на кровати. Сглотнул комок эмоций. Терпеть. Буду терпеть все загоны деда. Надо как-то приноровиться не провоцировать его на воспитание. Как? Подросток встал, потянулся и пошёл на улицу из душной мансарды.
«Власть денег – единственно приемлемая власть для человека»
Айн Рэнд возвела американский народ в ранг избранных, потому что страна с момента создания формировалась как капиталистическая. Это территория, где с самого начала установилась власть денег, где поклонение золотому тельцу является проявлением диктатуры разума, справедливости и свободы. При этом Рэнд, надеюсь не умышленно, упустила факты геноцида коренного населения американского континента и многолетнего рабовладения. Видимо справедливость и свобода предназначены только для избранных на фундаменте несправедливости и порабощения неизбранных.
Выражение «делать деньги» изобретённое американцами Айн ставит в заслугу. Ведь современный бизнесмен не ждёт манны небесной, не клянчит, не надеется на неожиданное наследство. Делание денег ради денег стало альтернативой созидательного труда.
В теории эгоизма постоянно происходит подмена понятий.
Труд во имя создания ценностей для других людей, причём как материальных, так и духовных, заменён на заколачивание долларов. Созидание в интерпретации Рэнд превратилось в бесконечное наращивание денежной массы в руках отдельных людей. А вот что производится, какими путями и способами – совсем неважно. Деньги сами по себе стали ценностью.
Страшно то, что эти мысли стали популярными. Они нашли своих последователей не только в США, но и России, где в 1995 году книга Айн Рэнд была представлена на радио, а потом издана под называнием «Концепция эгоизма»[2].
Ущербность системы координат такого псевдофилософского учения очевидна. В ней нет истинного полюса добра. В своих высказываниях автор намеренно не упоминает о взаимопонимании, добре и чести. Общечеловеческие ценности представлены автором как ужас несвободы от эмоций, неожиданных поступков под воздействием любви. А вот деньги – это, якобы, единственная альтернатива. Но это ложный полюс добра. Король оказывается голым, правда, не снаружи, а внутри.
«Свобода независимой личности»
Автор концепции «разумного» эгоизма много рассуждает о свободе. О том, что индивидуализм расширяет границы, открывает их. И это деньги дают свободу, подчас безграничную. Но не всем. В мире эгоистов и власти доллара свободны только те, у кого есть средства на такую роскошь. А все остальные в лучшем случае могут стремиться из низов к положению привилегированного богача. В худшем – претерпевают насилие со стороны состоятельных и эгоистичных людей.
В стране восторжествовавшей демократии понятие «свобода» подменили вседозволенностью. Доллар не просто открывает возможности, он сметает любые преграды, в том числе права, интересы и личностные границы других. И мы видим, что в обществе «равных» возможностей «Право стало волей правящего класса, возведённой в закон», - о чём писал ещё В. Ленин. Формально в обществе победившего индивидуализма все равны, защищены законом. А по факту – есть всемогущие эгоисты с деньгами и бесправные люди. Теперь насилие осуществляется не столько физически, сколько экономически.
Совсем другая структура характера возникает у тех, кто осуществляет власть внутри современного общества. Они свободны, но это - аморальная свобода. Ричард Сеннетт
К чему ведёт бесправие истории известно. На бытовом уровне борьба за справедливость превращается в грабежи и разбой современных Робин Гудов. Насильственное перераспределение богатства внутри государства выливается революциями, а на уровне разных стран – войной.
«Никто никому ничего не должен! Истинное значение имеют лишь индивидуальные права»
По мнению Айн Рэнд только одно общественное устройство поддерживает права личности ̶ капитализм. Все остальные ущербны в силу того, что слишком много внимания уделяют коллективным правам. Как будто намеренно принижая европейское социальное устройство, Айн называет его племенным. Что и говорить, каменный век….
Идея отрицания прав групп людей и сообществ абсурдна сама по себе. Куда же мы впишем семью? Это тоже коллектив. Получается, что семья не нужна в обществе под властью доллара. К чему эти племенные пережитки! Не говоря уже о единой культуре, землячестве, профессиональных группах, людей, переживших определенные исторические события вместе. Получается, что не существует общности врачей, единства русского или другого народа, фронтовиков, победивших в Великую Отечественную. В какую часть концепции эгоизма вписываются коллективизм, синергия, взаимовыручка? Их просто нет в этой системе ценностных координат. Там прочно обосновался доллар и особь индивидуальная, но бездушная.
Почему отсутствие чувств, которые делают человека человеком, стало нормой в обществе наживы?
Потому что совесть, стыд, вина, обязательства – чувства социальные. Они направлены на кого-то, необходимы для взаимодействия на основе уважения к личности другого. А эгоисту не перед кем совеститься – он же делал так, чтобы ему самому было хорошо. Такому индивиду не нужно испытывать стыд, вину или раскаяние. Наоборот, его ощущение – гордость за то, как ловко обмануты, унижены или уничтожены другие.
Человеку капитализма чуждо понятие долга. Он никому ничего не должен! Ни Родине, ни семье, ни обществу. Отсутствие чувства долга мы наблюдаем всё чаще. Любимая острота поколения 90-х показательна в этом отношении: «Я не отдаю долг Родине – я у неё ничего не занимал». Аналогично строится отношение к семье. «Мы друг другу ничего не должны. Пожили – разбежались. Никаких обязательств. Дети? – А что дети, не могу же я свою жизнь портить из-за них».
Когда нет «долгов», то нет необходимости обеспечивать полную семью своему ребёнку, удержавшись от эгоистических порывов. Нет потребности помогать пожилым родителям, поддерживать благотворительные проекты, можно выбрасывать на улицу надоевших питомцев. Если уж копать глубже, то теряют ценность такие социально значимые профессии, как врач и учитель, в которых половина работы делается из чувства долга и ответственности перед пациентами или учениками.
Как итог, разобщённость и одиночество
Известнейший принцип, заложенный ещё в эпоху Возрождения, «Разделяй и властвуй» нашёл новую интерпретацию в современном капитализме. Есть люди бедные и богатые, с правами и без них, эгоисты и те, кто стремиться ими стать. А ещё разделение происходит не только на антонимические группы, но и на отдельных людей, ведь каждый сам по себе и сам за себя, человек человеку волк в этом «дивном новом мире».
Капитализм – самый мерзкий строй, так как самые плохие качества человека делают его внешне успешным. Михаил Задорнов
Ещё одно свойство индивидуалистов – безудержный оптимизм, который насаждается всюду. Фальшивые улыбки из рекламы зубной пасты стали символом капиталистического мира. Нужно мыслить позитивно! Тогда ты станешь богатым, успешным, знаменитым. Но за фасадом голливудских улыбок обычно прячется пустота.