Ну, чё. Не скучали? А я всё равно с вами. Уставший, сердитый, с сердцем разбитым, но вновь радовать вас прикольным таким чтивом - готов. Разборы мультиков, интересные темы, теории и всё в таком вот духе.
Попался ко мне на операционную «особенный» отечественный мультфильм «Возвращение Буратино». Посмотрел его, и знаете что? Этот мультфильм ввёл меня в апатическое состояние, от которого невозможно получить удовольствие, как было с «Конём БоДжеком». Давайте посмотрим, что это вообще такое?
Что это за мультфильм?
«Возвращение Буратино» (2013) [Не путать с мультфильмом 2006], создан Кино-видео студией «Анимос», про которую я ничего не знаю. Мультфильм позиционирует себя как (цитата):
«переосмысленное и осовремененное продолжение классической сказки»
Не знаю, как у вас, но лично меня дёргает от словосочетания «Современное переосмысление классики». Потому, что из множества реальных примеров, попытка переосмыслить старое-доброе обычно приводит лишь к провалу. И этот мультфильм не стал исключением. Так, что это за софт-ребут, который вызвал кучу бурлений в интернете в своё время, и заслуженные ли у него низкие рейтинги? Давайте глянем!
Про сюжет и идею
Сама идея продолжить историю «Буратино» похвальная, но есть один нюанс. Продолжение-перезапуск Буратино не должно быть современным переосмыслением. Объясните почему, а главное зачем, продолжение истории сказочного героя происходят в реальном мире в современной Москве? А дальше что? Подросток со смартфоном и голосовым помощником будет спасать Изумрудный город? А хотя погодите, такой мультфильм уже вышел в 2019-ом.
Ладно, допустим вселенная как-то схлопнулась и сказочный мир, каким-то образом перешёл в реальность, а все основные герои стали игрушками. Окей, но что там по сюжету.
Если кратко пересказать сюжет. Карабас-Барабас возвращается, переезжает в Москву, где открывает фабрику игрушек. Но он не просто производит новые игрушки, он вылавливает все «старые» игрушки, чтобы пустить их под конвейер и сделать «современными». А все современные игрушки - это либо жуткие механические роботы, либо Барби (Ну, вы понимаете посыл). Среди этих игрушек есть Буратино, который и останавливает злого капиталиста.
Старенькие игрушки живут где-то в канализациях и пытаются выжить. Практически все они брошенные, а почему? А потому, что современные дети не ценят старые отечественные вещи, а гонятся лишь за новинками. И вообще, если они выкидывают старые игрушки, значит готовы избавиться от родной матери-старушки. Об этом поётся в самом начале. И это мы ещё не перешли к смыслу мультфильма.
Смысл мультфильма - злая пропаганда?
Мультфильм ужасен не в столь техническом плане, сколь в том, что хочет сказать. Потому, что стиль рисовки пусть и не низкого качества, но не подходит для категории «семейного просмотра». Внешняя картинка мультфильма почему-то мне напоминает какую-то жуткую психологическую анимацию, но никак не детский мультфильм. Все эти гипертрофированные образы, сюрреалистические объекты, огромное разнообразие цветов, но при этом полное отсутствие насыщенности. Всё это наводит на тоску. А если же говорить про мысль мультфильма, то вообще можно впасть в апатию.
Весь посыл мультфильма можно описать одной простой, но наглядной сценой. Когда Карабас предлагает Варе, одному из основных персонажей, сначала робота с Барби, а потом бургеры и колу. А Варя отказывается от всего этого и начинает бросаться едой в злодея. Ну вы поняли, да? Типа ей американские бургеры не дороже родины.
Таких подобных сцен в мультфильме множество. Есть даже целый клип про то, как все девочки должны следовать стандартам красоты, и что все должны быть одинаковы.
Проблема не в том, что все эти «не наши» ценности высмеиваются. Проблема в том, как это делается. Всё в мультфильме гиперболизируется и возводиться в абсолют и говорится в лоб.
Игрушки здесь на равне с людьми, а поэтому параллель, которую проводят авторы, не работает. Дети избавились от сломанных игрушек? Значит они готовы избавиться и от матери. Дети берут новые игрушки? Это всё потому, что они жестокие, и не ценят то, что у них было. Дети играют мягкими игрушками, значит сами будут мягкими людьми. А вот если они будут брать новые, жестокие и «не наши» игрушки, то будут жёсткими и бессердечными.
Такое ощущение, будто я увидел какую-то анти-рекламу. К тому же, так-как игрушечные персонажи ставятся на ровне с человеческими, некоторые сцены смотрятся очень жутко. Я про перерабатывание, или про то, как Мальвина в самом начале начинает издеваться над другими за то, что они сломанные. Не надругательство ли это? Не знаю, что этим хотел показать мультфильм.
Заключение
После просмотра этого мультфильма у меня на душе осталась мрачная пустота и серость. Понимаю, за что его многие ругают и почему он провалился. Этот мультфильм способен вызвать негативные эмоции только лишь своим существованием. Это что угодно, но никак не «Буратино». Смотреть его или нет, решайте сами на свой страх и риск. Но я бы не советовал этого делать.
Вот такой вот мультфильм. Может пройтись по другому деревянному носатому другу? «Пиноккио Гильермо дель Торо» хвалят вроде как.