5 подписчиков

Подростки в мире фэнтези

Все мы знаем или слышали про таких героев, как Гарри Поттер, Перси Джексон, Энтони Локвуд, Питер Пэвэнси, Эрагон, их друзей и остальных товарищей. Хочется порассуждать, что же их всех объединяет, и как они могут оказывать влияние на нас самих.

by Jonas Åkerlund for Percy Jackson
by Jonas Åkerlund for Percy Jackson

Этой осенью прочитала две серии фэнтези про подростков:

  • "Щепотка магии" - Мишель Харрисон (4 книги);
  • "Туманная долина" - Кэтрин Ардэн (вышли 3 книги из 4);

И не могла не заметить схожие моменты, которые прослеживаются и в таких сериях / циклах, как:

  • "Гарри Поттер",
  • "Перси Джексон",
  • "Хроники Нарнии",
  • "Эрагон",
  • "Агенство Локвуд",
  • "Школа добра и зла",
  • "Таймлесс",
  • "Часодеи",
  • "Дающий",
  • "Сага о семье Игиби"

и множество других (я составила подборку для вас на ЛайвЛиб, очень надеюсь, что она откроется нормально - там более 100 фэнтези книжек про подростков, которые можно почитать и покинуть нашу реальность и все ее перипетии :)).

*не буду вплетать Гарри или Перси - слишком избитые темы, как по мне, но думаю, что некоторые моменты будут откликаться вам. Хотя фанфики по ним остаются всегда в моем сердце ❤︎

1. Герой не один

Первое, что хочется отметить - это то, что главный герой, чаще всего, не один - в компании друзей или родных, по крайней мере на протяжении бОльшей части книги.

Вначале постоянное описывают, что герой одинок, даже если окружен знакомыми, одноклассниками или братьями/сестрами. Никто его не понимает, никто не может увидеть внутренние страдания или проблемы, особенные навыки или силу.

Думаю, что такое состояние понятно многим... не только подросткам. Будто ты совсем другой, твои проблемы не известны остальным да и если рассказать, никто не скажет "да, у меня также", еще и не дай Бог, поржут и начнут издеваться, принижать за то, что делает тебя особенным.

Но, как это и бывает, и как нам очень хочется, чтобы бы это случилось, случай сводит зачастую противоположных людей вместе, которые дополняют друг друга, видят чужие странности и остаются рядом, поддерживают и спасают.

А чтобы усилить эффект, нам показывают встречу и дружбу людей, который находятся на противоположных концах спектра, к примеру, замкнутую и хмурую девчонку и жизнерадостную девчонку в блестках и радуге:

Enid and Wednesday. "Wednesday", 2022.
Enid and Wednesday. "Wednesday", 2022.

И еще чаще появляется третий герой - который как мостик соединяет этих двоих с помощью чувства юмора и умения слушать и принимать. Оказывается, эти качества играют большую роль - иногда нужно пошутить, чтобы заполнить пропасть, снять напряжение, заметить, что у каждого есть свои погремушки, и это нормально - можно посмеяться, понять друг друга и жить дальше.

Но вам не кажется, что у каждого из нас есть все эти три аспекта? Три стороны: две - это ангел и демон в их "кристализированном" виде, а третья - золотая серединка, которая вечно разрывается между тут и там, - именно её мы и показываем обществу.

The Emperor's New Groove, 2000
The Emperor's New Groove, 2000

Когда три героя работают в тандеме - чувствуется легкость, слаженность команды, всем можно вздохнуть время от времени и продолжать решать проблемы, которые в фэнтези еще и сверхъественные...

Когда смиряешься со своими тараканами и принимаешь их, словно самому становится легче жить с собой, потому что ты знаешь, что черты твоего характера - они как те же герои, каждому можно поручить свое задание и все пойдет как по маслу. Например, я знаю, что молчаливая и хмурая Маша может написать диплом за 5 дней, злая и суровая - заткнуть любого за пояс и не дать себя в обиду, жизнерадостная и открытая - покорить своим обаянием и повести за собой людей 😆

Пример не очень, неловко про себя писать, но хочется, чтобы вы взглянули на себя и увидели себя.

Все мы знаем или слышали про таких героев, как Гарри Поттер, Перси Джексон, Энтони Локвуд, Питер Пэвэнси, Эрагон, их друзей и остальных товарищей.-4

2. Проблемы глобального масштаба

При всем при этом, вряд ли, мы с вами просыпаемся утром и думаем: "мммм, надо встать, выпить кофе, ехать на работу (учебу), сделать это, сделать то, а еще надо отрезать 30 голов гидре, найти кольцо в яйце, которое в зайце на Энцеладе, спасти мир, приготовить ужин, не забыть поставить пакет с мусором у двери, чтобы вынести завтра.. вроде, ничего не забыла".

Ну, нет же! Я лично останавливаюсь на мысли, что надо выпить кофе :)) остальное уже по ходу всплывает, но гидры и Энцелад (спутник Сатурна) все равно не появляются. Жаль или нет - зависит от дня недели, конечно.

Никто из обычных подростков не борется с древнегреческими титанами, не приручает драконов, не спасает своих одноклассников от великого зла, оживших демонов или привидений.

Как приручить дракона, 2010
Как приручить дракона, 2010

Я, может, не знаю, но я и мои друзья и знакомые, вроде, с настоящими драконами не воюют.

Но все мы все равно воюем каждый со своим монстром, у которого нет облика, нет размера, невозможно описать его образ или приручить непосредственно. Было бы легче, да? Если, например, страх выражать себя и свои мысли стал бы большим монстром из озера Лох-Несс, которое можно было бы приструнить и отправить на дно?

Может, поэтому для подростков чудовища делают реальными, им придают туловище, их окрашивают в устрашающие цвета, добавляют когти, два ряда зубов, слизь и другую гадость. Чтобы их можно было ощутить, увидеть. Чтобы понять, где их границы, слабые места, как с ними справиться.

Если главного героя задирают все в классе, разве можно материализовать в плоть эту проблему? Увидеть пути решения, особенно подростку? Боюсь, что это тяжело, очень даже тяжело...

Вид того, как сверстники сражаются с чудищами и спасают мир, дает надежду и немного уверенности, что раз они мир спасли, то ты тоже можешь и сдачи дать обидчику, и друзей найти, и за мечтой пойти. Но даже если не сможешь, не хватит сил, реальность навалиться как огромный валун, то хотя бы фэнтези подарит вечер (а чаще ночь с фонариком или горящим экраном телефона), когда ты сможешь убежать, исчезнуть и забыть о своих заботах, посмотреть глазами героев на вымышленный мир и примерить эту роль на себя: быть смелым, сильным, отважным, смешным, свободным, готовым рискнуть на многое.

Самое интересное, что ученые (не английские, а американские) подтвердили, что наш мозг не видит различий между вымышленными и реальными людьми! Друзья из книг для нашего мозга являются реальными, влюбленность в тех или иных персонажей, мозгом воспринимается, как самая настоящая, представляя как мы храбро побеждаем чудище, мозг думает, что "вау, сегодня мы победили чудище, а не просто в универ сходили утром".

Поэтому, как по мне, даже если человек читает книги про отважных ребят, представляет себя их другом, это уже оказывает большое влияние.

Сюзан Пэвэнси из Хроники Нарнии.
Сюзан Пэвэнси из Хроники Нарнии.

Интересный факт, в фэнтези мне нравились герои, которые стреляют из лука, и, когда в детстве мне подарили простой деревянный лук и 5 стрел, я уже знала, как и что примерно делать :) Чувство, которое описывают в книгах, когда натягиваешь тетиву, а мир замирает, слышен только один единственный выдох, с которым отпускаешь стрелу - было такое же яркое, как и в книге!

Не настаиваю, конечно, что любому подростку нужно вручать лук и стрелы или мечи, но можно же позаимствовать другие навыки у наших книжных друзей, которые больше связаны с личностью :) На этом я подведу черту, у меня есть еще мысли по поводу подростков в фэнтези, но их я оставлю на следующий раз! 🧚🏻

Ставьте лайк, пишите, согласны или нет, делитесь своими мыслями! Я безумно радуюсь, когда вижу обратную связь и общаюсь с вами ❤️