В 1764 году был основан Эрмитаж - частная коллекция произведений искусства, собираемая недавно взошедшей на престол Екатериной II. Для пополнения собрания со всех европейских уголков в Россию везли картины, скульптуры, книги, драгоценности и прочее-прочее. Императрица порой лично вела переговоры и отбирала приглянувшиеся ей позиции. Чьи-то уже собранные коллекции она выкупала целиком. И вот в 1771 году на небольшом корабле «Фрау Мария» в Петербург двигался груз из нескольких сотен произведений искусства. Но случилось страшное - судно потерпело крушение. Все содержимое ушло на дно. Остается оно там, к слову, по сей день, а в последнее время еще периодически становится объектом имущественных скандалов. Сейчас объясню, почему.
Двухмачтовый флейт «Фрау Мария» вышел из Амстердама в Петербург в октябре 1771 года. Движение шло по Балтийскому морю, по стандартному маршруту, так что, казалось, ничего не могло пойти не так.
Официально корабль перевозил дипломатическую почту. Так указывалось во всех документах, но на деле содержимое было гораздо интереснее. Были там и бытовые товары: сахар, цинк, ткани, сыр, одежда, кофе, стекла для очков, керамические курительные трубки.
Но главное - на борту находились ценные произведение искусства, купленные по приказу императрицы Екатерины II князем Голицыным для пополнения коллекции Эрмитажа и Царского Села. Они были приобретены у родственников голландского предпринимателя Геррита Браамкампа, скончавшегося незадолго до этого. Современники называли коллекцию «Храм вкуса».
Что туда входило? Саксонский фарфор, золотые и серебряные статуэтки, порядка 300 картин, в том числе именитых художников, например, Рембрандта. И хоть сегодня все эти предметы несут в себе большую историческую ценность, об их художественной значимости судить трудно, ведь покупались они исключительно по вкусу Екатерины II.
Сопровождающим корабля выступал граф Андрей Шувалов.
«Фрау Мария» благополучно шла, однако отклонившись от заложенного маршрута южнее, так как команда хотела избежать захода к каменистому дну. И все шло благополучно, пока возле города Або (сегодня он называется Турку) не начался шторм. Все члены экипажа в этот момент отправились на молитву. Судно налетело на скалу и стало опускаться под воду. Экипажу удалось спастись, добравшись на шлюпках до ближайших островов, судно было застраховано, а вот груз достать уже не было возможности. Позже моряки говорили, что смогли забрать лишь малую часть с тонущего корабля - то, что удалось унести. Известно, что они захватили 8 туб с картинами. На следующий день команда вернулась к своему судну, но увидели, что оно полностью скрылось под водой: «Мы пришли посмотреть на наш корабль, но уже не могли его видеть».
Воды в месте, где произошло крушение, находились под юрисдикцией Швеции. Сразу же Никита Панин написал шведскому канцлеру, что «на борту находится несколько ящиков с ценными картинами, принадлежащими Ее Императорскому Величеству». В течение 2 лет Екатерина II пыталась спасти свои сокровища, договаривалась с королем Густавом III и даже пришла с ним к соглашению. Но когда работы были начаты, корабля почему-то на месте не оказалось. Технологии того времени не позволяли провести ни подъем корабля, ни даже его нормальные поиски. Но попытки не прекращались еще некоторое время. Хотя в письме к Вольтеру императрица, рассказавшая об этой ситуации, отнеслась к ней, кажется, довольно легко: «Потеряно было всего 60000 червонцев. Надобно обойтись без них; в нынешнем году я имела несколько неудач в подобных случаях. Что делать? Остается только утешиться».
Кстати, если Екатерина даже спустя годы понимала, что предметы можно спасти, значит упакованы они были в герметичную упаковку. Исследователи предполагают, что картины могли находиться в свинцовых колбах, залитых воском. Если их догадки верны, то даже сегодня содержимое этих сосудов может оставаться в целости и сохранности. Когда корабль нашли, чтобы убедиться в этом, предлагали поднять один контейнер и посмотреть, что в нем находится. Но с осуществлением этой затеи возникли проблемы.
Сегодня примерная стоимость лежащих на дне Балтийского моря предметов равняется 1,5 миллиардам евро. И тут возникает резонный вопрос: почему же их не достанут?
Найти затопленное судно удалось только в 1999 году. Сделали это финские дайверы и сразу предъявили свои права на дальнейшее исследование всего затонувшего. Они успели поднять судовую кассу, в которой было около 700 русских монет чеканки 18 века. Их передали в собственность Финляндии. Подняли еще 6 предметов, но дальше работы не двинулись. Сам корабль оказался в довольно приличном состоянии, так как в этом месте уровень солености воды крайне низок, что не дает развиваться моллюскам, питающимся затонувшей древесиной.
Технически поднять «Фрау Марию» не сложно: теперь известно, где она находится, глубина там небольшая, а современные технологии позволяют сделать все максимально аккуратно. Преградой становится только юридическое оформление.
Затонувший корабль находится недалеко от Аландских островов в экологическом заповеднике, так что каждое действие, происходящее на его территории, должно быть тщательно согласовано. Весной 2000 года Музейное ведомство Финляндии и Финская лесная администрация заключили соглашение, по которому территория, где был найден корабль, стала охраняемой исторической зоной, над которой запрещен проход кораблей.
В 2010 годы международная экспертная группа постановила, что корабль поднять можно, но займет это очень много времени - 7 лет. А цена этого мероприятия составит 80 миллионов евро, половина которой уйдет на консервацию корабля и создание для него музея. Финский министр культуры заявил, что они от этой затеи отказываются, а в память о «Фрау Марии» откроют выставку в своем Морском музее (и правда открыли). Но в 2013 году российская сторона вернулась к этому вопросу и предложила провести совместную экспедицию к месту крушения. Было даже предложено просто помочь с поднятием корабля без решения вопроса о правообладании.
Претендуют на сохранивший груз сразу несколько сторон. Это и Россия как правопреемница и владелица имущества Российской империи. Также заинтересованность высказывали некоторые частные российские меценаты. С другой стороны, о своих правах заявляли представители Финляндии, в водах которой судно сейчас находится. Высказывалась и Швеция, так как в 18 веке Финляндия входила в ее состав. Голландия тоже хотела бы забрать предметы искусства назад, ведь именно оттуда они отплыли и не добрались до пункта назначения, значит технически они еще принадлежали отправителю. Но в найденных документах ясно видно, что за все купленные товары Екатерина II заплатила в срок и в полном объеме, так что голландские претензии необоснованны. Не стоит забывать и о ныряльщике, который нашел затонувший корабль. Он проиграл в суде собственному государству и даже не получил никакого вознаграждения.
Переговоры ведутся с 2008 года. Пока не решится судьба судна, принято решение его не поднимать. Но время было на стороне Финляндии. Согласно их законам, если какое-то судно находится в их водах более 100 лет, то оно и все его содержимое полностью переходит в финляндскую собственность. Срок подошел в 2018 году, и финны максимально затягивали решение вопроса к этому времени. Тогда же они объявили «Фрау Марию» «подводной реликвией» и внесли ее в Реестр национальных памятников.
Возможно, за это время само судно уже стало разрушаться. Несколько лет назад на берег Зеленоградска выбросило скульптуру, которая, вероятно, могла входить в состав груза «Фрау Марии». Вопрос с остальным содержимым корабля все еще остается открытым.