Найти тему
Разговор !

ПРИРОДА ПРОПАГАНДЫ: почему люди верят пропагандистам?

В данной статье рассмотрим пропаганду с точки зрения пропагандиста. что такое пропаганда? С чего она начиналась? Какими рычагами влияния можно пользоваться, чтобы добиться полного доверия со стороны слушателя или читателя?

Пропаганда - искусство массово влиять на людей; а люди, владеющие этим искусством - обладатели разумов тысяч людей. Ежедневно мы подвергаемся влиянию этой стихии: выбирая, что надеть; какого блогера слушать; какое мероприятие посетить; какое политическое течение выбрать. Можем ли мы назвать себя свободными людьми, если все, что мы делаем - предрешено и сформировано не нами - этот вопрос мы рассмотрим в ближайшем будущем.

Сейчас пропаганда часто употребляется в политическом контексте и еще чаще в негативном контексте, но изначально имела религиозный смысл. В 1622 году папа Григорий XV создал Конгрегацию распространения веры (Congregatio de Propaganda Fide), откуда и возник термин "пропаганда". Задачами Конгрегации была подготовка миссионеров, обеспечение миссий духовной литературой, противодействие использованию христианской миссии в политических целях.

Популярность изучения пропаганды, как массового рычага влияния, появилась только после Первой Мировой войны. В 1927 году публикуется работа известного американского политолога Гарольда Дуайт Лассуэлла "Техника пропаганды в мировой войне", в которой автор подробно разбирает как пропаганды влияла на умы людей во время первой глобальной войны.

Изучая данную работу можно выделить главную цель пропаганды - переложить ответственность за войну на противника. Для этого нужно идентифицировать конкретную иную нацию как врага, используя механизмы массового влияния - газеты и журналы. Рассмотрим на примере трех сторон: Франция, Британия и Германия.

Франция:

С точки зрения пропаганды у Франции самое выгодное положение - она подверглась нарушению суверенитета, в следствии чего, появилась необходимость бороться за возвращение своих территорий. Французские пропагандисты ловко пользовались этим, обвиняя Германию. В знаменитых журналах и газетах появлялись призывы отстаивать свои территории и обвинения нападающей стороны в зверствах режима и развязывании войны.

«Le Petit Journal» — ежедневная парижская газета, выходившая с 1863 по 1944 год.
«Le Petit Journal» — ежедневная парижская газета, выходившая с 1863 по 1944 год.

Германия:

Казалось бы, как можно оправдать, да еще и массово пропагандировать наступательную войну. Но немецкие пропагандисты решили влиять на общество путем привлечения интеллектуалов, общественных и культурных деятелей, которые подписали "Манифест девяноста трех" в 1914 году.

"Манифест девяноста трех".
"Манифест девяноста трех".

В данном акте величайшие умы Германской империи призывали мобилизироваться немецкий народ для отстаивания национальных интересов своей страны. И это работало! Ведь как мало нужно для народа - назвать интересы своего государства священными, истинными и непоколебимыми.

Британия:

Как вступить в войну, которая территориально не так страшна, но для сохранения могущества необходима? Использовать методы британских пропагандистов! А именно - дискуссии и рационализации. В популярных газетах разводили дискуссии о необходимости вступления Британии в Мировую войну: а как поступать, если Франция падет, тогда немцы свободно смогут наступить на Британию; если Германия победит, как быть с ее новообретенным могуществом и т. д. Так, пропаганда смогла рационально доказать англичанам о необходимости вступления в войну.

Агитационный плакат времен Первой мировой войны. Великобритания, 1914
Агитационный плакат времен Первой мировой войны. Великобритания, 1914

Подобные тенденции обвинения, оправдания, дискуссий о важности действия или бездействия сопровождают нас на протяжении всей истории. Мы можем заметить, что военная пропаганда времен Первой Мировой войны не отличается от любой другой последующей пропаганды и также успешно справляется со своей первоначальной целью - массово повлиять на человека и доказать необходимость того или иного действия.