Вся жизнь человека связана с познанием мира и самого себя.
ПОЗНАНИЕ - особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний о мире.
ПОЗНАНИЕ - это деятельность по получению, хранению, переработке, систематизации и передаче знаний, процесс отражения действительности в сознании человека.
Человека рождается беспомощным существом, но уже изначально наделён мощным инструментом, который помогает ему быстро осваиваться в окружающем мире.
Структура процесса познания:
- Субъект познания – (я,мы,они) активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
- Объект познания — то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
- Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.
Уровни познания:
- ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ - это процесс получения знаний о действительности, посредством взаимодействия органов чувств с объектами материального мира. В результате такого взаимодействия в сознании человека формируются образы отдельных, конкретных объектов.
Через органы чувств человек способен фиксировать самые разнообразные свойства предметов и различные отношения между ними.
Выделяют три системы получения информации:
1. Аудирование (слух).
2. Зрительно.
3. Вкус, обоняние, осязание (кинестетические).
Все они дают человеку первичную информацию.
Формы чувственного познани:
- Ощущение.
- Восприятие.
- Представление.
ОЩУЩЕНИЕ - познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека, отражение отдельных свойств предметов, явлений, процессов.
ВОСПРИЯТИЕ -создание целостной картины объекта познания через соединение ощущений.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ -создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее (то есть воспроизведение в памяти объектов познания, которые ранее были восприняты органами чувств).
Особенности чувственного познани:
1. Связывает человека с предметным миром ( видеть, чувствовать предмет);
2. Является пассивным (не дает никаких выводов (термин, закон));
3. Данные органов чувств воспринимаются реально (познавать всё с помощью органов чувств);
4. Нельзя вывести закономерности развития;
РАЦИОНАЛЬНО ПОЗНАНИЕ - процесс получения знаний о действительности посредством ощущения различных мыслительных процедур (операций).
Формы рационального познания:
- Понятие.
- Суждение.
- Умозаключение.
ПОНЯТИЕ - это мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки. (бабочка, у неё есть крылья)
СУЖДЕНИЕ - мысль, содержащая отверждение о наличии в действительности какого - либо положения дел. (крылья помогают летать)
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - система взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающая совокупность законов и закономерностей. (если у бабочки есть крылья, то она может летать)
Особенности рационального познания:
1. Имеет обобщенный характер.
2. Носит обратный характер.
3. Активно и целенаправленно, т.е делает выводы, появляются теории.
4. Непосредственно связано с языком ( терминов).
Основные мыслительные операции:
- Анализ. (разложение целого на части)
- Синтез. (объединение частей в единое целое)
- Сравнение. (сопоставление ряда явлений и предметов для выявление и них общего или разного)
- Абстрагирование. (формирование образов реальности посредством отличения и пополнения)
- Обобщение. (переход от единичного к общему)
Виды познания:
1) Обыденное. Оно не ставит цель познать мир. Зания получаются попутно, случайным образом.
2) Научное. Специально направленно на получение знаний о мире, причем ему не свойственно иметь объективный характер, в науке широко применяется метод - эксперимент, применяются различные приборы, могут заниматься только специалисты.
3) Художественное. Получение знаний о мире с помощью произведений искусств.
4) Социальное. Познание общества.
5) Религиозное. В нем происходит подмена знаний религиозной верой. Мир объясняется через появления божественной воли. В религии ничего не доказывается и не объясняется, с помощью естественных законов (законов природы).
6) Философское. Опирается на науку, но обобщает знания о мире, выстраивает его наиболее общий образ, пытается проникнуть в смысл.