Найти тему
Общага с lluzsa

Темы для подготовке к ЕГЭ/ОГЭ по обществознанию. ТЕМА 8: Познание.

Оглавление

Вся жизнь человека связана с познанием мира и самого себя.

ПОЗНАНИЕ - особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний о мире.

ПОЗНАНИЕ - это деятельность по получению, хранению, переработке, систематизации и передаче знаний, процесс отражения действительности в сознании человека.

Человека рождается беспомощным существом, но уже изначально наделён мощным инструментом, который помогает ему быстро осваиваться в окружающем мире.

Структура процесса познания:

  1. Субъект познания(я,мы,они) активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
  2. Объект познаниято, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
  3. Результат познания знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

Уровни познания:

  • ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ - это процесс получения знаний о действительности, посредством взаимодействия органов чувств с объектами материального мира. В результате такого взаимодействия в сознании человека формируются образы отдельных, конкретных объектов.

Через органы чувств человек способен фиксировать самые разнообразные свойства предметов и различные отношения между ними.

Выделяют три системы получения информации:

1. Аудирование (слух).

2. Зрительно.

3. Вкус, обоняние, осязание (кинестетические).

Все они дают человеку первичную информацию.

Формы чувственного познани:

  • Ощущение.
  • Восприятие.
  • Представление.

ОЩУЩЕНИЕ - познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека, отражение отдельных свойств предметов, явлений, процессов.

ВОСПРИЯТИЕ -создание целостной картины объекта познания через соединение ощущений.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ -создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее (то есть воспроизведение в памяти объектов познания, которые ранее были восприняты органами чувств).

Особенности чувственного познани:

1. Связывает человека с предметным миром ( видеть, чувствовать предмет);

2. Является пассивным (не дает никаких выводов (термин, закон));

3. Данные органов чувств воспринимаются реально (познавать всё с помощью органов чувств);

4. Нельзя вывести закономерности развития;

РАЦИОНАЛЬНО ПОЗНАНИЕ - процесс получения знаний о действительности посредством ощущения различных мыслительных процедур (операций).

Формы рационального познания:

  • Понятие.
  • Суждение.
  • Умозаключение.

ПОНЯТИЕ - это мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки. (бабочка, у неё есть крылья)

СУЖДЕНИЕ - мысль, содержащая отверждение о наличии в действительности какого - либо положения дел. (крылья помогают летать)

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - система взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающая совокупность законов и закономерностей. (если у бабочки есть крылья, то она может летать)

Особенности рационального познания:

1. Имеет обобщенный характер.

2. Носит обратный характер.

3. Активно и целенаправленно, т.е делает выводы, появляются теории.

4. Непосредственно связано с языком ( терминов).

Основные мыслительные операции:

  • Анализ. (разложение целого на части)
  • Синтез. (объединение частей в единое целое)
  • Сравнение. (сопоставление ряда явлений и предметов для выявление и них общего или разного)
  • Абстрагирование. (формирование образов реальности посредством отличения и пополнения)
  • Обобщение. (переход от единичного к общему)

Виды познания:

1) Обыденное. Оно не ставит цель познать мир. Зания получаются попутно, случайным образом.

2) Научное. Специально направленно на получение знаний о мире, причем ему не свойственно иметь объективный характер, в науке широко применяется метод - эксперимент, применяются различные приборы, могут заниматься только специалисты.

3) Художественное. Получение знаний о мире с помощью произведений искусств.

4) Социальное. Познание общества.

5) Религиозное. В нем происходит подмена знаний религиозной верой. Мир объясняется через появления божественной воли. В религии ничего не доказывается и не объясняется, с помощью естественных законов (законов природы).

6) Философское. Опирается на науку, но обобщает знания о мире, выстраивает его наиболее общий образ, пытается проникнуть в смысл.