Выпускница католического пансиона и студентка первого курса филологического факультета Сорбонны обрела популярность во всем мире в середине пятидесятых. Ее книги стали символом времени, ибо они отражали образ жизни и настроения молодого поколения. Свой первый роман «Здравствуй, грусть», мадемуазель Франсуаза Куарэ написала в семнадцать лет. Повесть о своей ровеснице, о том, как хорошо быть молодой и богатой, о том, как надо наслаждаться жизнью, о любви и одиночестве. Цинизм и наивность, стиль и тайна, все смешалось в этой новелле.
Девушка не решилась поставить на титульном листе свое имя, она изменила фамилию и стала не Куарэ, а Саган.
Многие думали, что Саган писала о себе, нет, она все придумала, а получилось достоверно, потому что она очень хорошо знала богемный мир буржуа Франции. Так как родилась и выросла в этом мире, ее отец был богатым промышленником. Роман имел огромный успех, стал популярен не только во Франции, но и в 30 странах. Ее первый гонорар составил 100 тысяч долларов, а за экранизацию в Голливуде заплатили три миллиона франков. Франсуаза совсем не знала, что делать с такими огромными деньгами и обратилась к отцу за советом. «Боюсь, что в твоем возрасте богатство может обернуться большой бедой. Поэтому потрать все как можно скорее»- посоветовал отец.
Этому совету она будет следовать всю свою жизнь. Получая огромные гонорары, она даже не обзаведется собственным домом.
Самой известной и скандальной француженкой стала в 18 лет. О ней писали, приглашали на фотосессии и вечеринки, презентации и банкеты. Но критики думали иначе: «Франсуаза - не талант, ей повезло случайно написать одну хорошую (не такую уж и хорошую) книгу, но ее стиль, где смешался цинизм и лиризм, скоро приестся, а самой Франсуазе никогда не написать ничего путного».
«Люди уважают несчастье и не принимают успехов»
С большими деньгами началась и новая жизнь. Первым делом, мадемуазель ушла из университета, купила спортивный «Ягуар» и норковое манто. И начала веселиться, было много желающих покутить с молодой миллионершей. Она платила за всех в ночных клубах, катала на яхте и устраивала вечеринки на виллах, взятых в аренду.
«Я думаю, что лучше обмануться в человеке, чем ему не доверять; это и есть, уверена, единственное нравственное правило: всегда быть, насколько это возможно, предельно добрым и предельно открытым, и тогда ничего не страшно.»
Вторая новелла вышла в 1956 году и называлась «Смутная улыбка», она хоть и не имела такой успех как первый роман, но весь тираж был раскуплен мгновенно. Очень быстро Саган стала самым читаемым и успешным писателем Франции.
«Очень умные люди не бываю злыми. Злость предполагает ограниченность, глупость априори...»
На своем «Ягуаре» она гоняла с немыслимой скоростью. В 22 года авария, клиническая смерть и писательницу собирают по частям в частной клинике Парижа.
«Да, судьба никогда не высылает глашатаев, чтобы известить о своих виражах, а может глашатаи просто не хотят утруждать себя и вовремя мигнуть нам, бедным и туповатым смертным…»
Саган выжила, вышла замуж за своего издателя, он часто приходил к ней в больницу и трогательно ухаживал. Издатель был старше на 20 лет, тогда это ее не пугало.
В больнице она пристрастилась к морфию, который ей постоянно кололи, чтобы избавить от боли. Семейная жизнь закончилась ровно через полгода после выписки. Пристрастие к алкоголю и наркотикам у нее не закончится никогда.
«Неверность – это когда тебе нечего сказать мужу, потому что все уже сказано другому»
За свою жизнь она напишет более 20-ти романов, будут пьесы и рассказы. И все о любви, одиночестве и тоске. Самые известные в нашей стране это: «Любите ли Вы Брамса?», «Немного солнца в холодной воде», «Странная улыбка», «Сигнал капитуляции» и др.
«Мы плачем, приходя на свет, а все дальнейшее подтверждает, что плакали мы не напрасно».
Плакать за свою жизнь ей придется много.
В 1962 году Франсуаза опять выходит замуж. На этот раз ее избранник Боб Уэтхофф, бывший летчик ВВС. В Париже он пробовал себя в роли манекенщика. В этом браке родится единственный сын Дэнис. Она никогда не была классической матерью, но сына любила очень, он тоже был привязан к ней. Но даже материнство не заставило ее отказаться от богемной жизни. Ведь такая жизнь приносила не только удовольствие, но и материал для новых произведений.
Брак быстро распался, но бывшие супруги еще семь лет жили под одной крышей.
«Семейная жизнь –это не что иное, как спаржа с уксусом. Это блюдо не моей кухни»- скажет после очередного развода писательница.
Франсуаза проматывает свои большие гонорары в казино, тратит на покупку спортивных машин и веселые поездки с друзьями. Щедро жертвует на благотворительность. В 1986 году она выписала чек на большую сумму пострадавшим в Чернобыльской катастрофе. Странности в своем поведении Саган как-то объяснила тем, что у нее русские корни. Журналисты ухватились за это признание, хотя оно не имело никаких реальных подтверждений. И тут началось, про нее писали, что загадочная славянская душа и французская чувственность, соединившись привели к столь неоднозначному поведению. Вспомнили Достоевского и его любовь к игре, а желание кутить и неустроенную личную жизнь сравнивали с судьбами классиков русской литературы.
Себе она не оставляет ничего, у нее даже нет своего дома. Все в наем, все аренда. Страсть к перемене мест не позволяет ей обосноваться на одном месте. И еще она постоянно ищет любовь. Считая, что только любовь имеет смысл в этом мире.
«Чтобы быть любимой, лучше всего быть красивой. Но чтобы быть красивой нужно быть любимой».
«На одном бутерброде и двух комплиментах женщина может продержаться весь день»
«Для здоровья женщин восхищенные взгляды мужчин важнее, чем калории и лекарства»
У нее были теплые и дружеские отношения с президентом Франции Франсуа Миттераном. Он часто вытаскивал бунтарку из передряг. Но когда к власти пришел Жак Ширак, в дом к писательнице пришла налоговая полиция. Ее обвинили в неуплате налогов. Сумма штрафа была огромная у нее таких денег не было. Она не занималась никогда своими финансовыми делами, только подписывала чеки, доверяя своим юристам. Потом был арест за хранение наркотиков, в доме был обнаружен кокаин.
Последние годы своей жизни она проживет вместе с сыном. Больше всего на свете она боялась нищеты, что боялась, то и случилось. Умерла в районной больнице под Парижем 24 сентября 2004 года. Самой эпатажной и талантливой француженке было 69 лет.