Все уже знают об этом эксперименте? В Зеленограде на некоторых светофорах убрали моргающий зелёный. Теперь зелёный просто гаснет и тут же загорается жёлтый сигнал, который горит 3 секунды, после чего уже включается красный.
Кто это придумал и зачем?
Есть такое учреждение – ЦОДД (центр организации дорожного движения). Располагаются они Москве, но имеются у них филиалы и в других городах. И, естественно, все решения принимаются именно в столице. Там начинают внедрять новые схемы движения, разметку, светофоры и так далее. А затем уже подхватывают регионы.
«зелёный мигающий» не является обязательным сигналом в ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения». Его отсутствие не нарушает законодательство, но может повысить безопасность дорожного движения.
– сказали в ЦОДД.
Основной довод в пользу отмены мигающего зелёного сигнала – это снижение скорости проезда перекрестков в попытке проскочить на разрешающий сигнал.
И тут всё вполне логично, как мне кажется. Вот кто из вас останавливается на мигающий зелёный? В большинстве случаев все водители именно что нажимают на газ, чтобы успеть проехать перекресток, а не стоять на светофоре.
Исключение – когда зелёный начинает моргать далеко впереди, а также случаи, когда за перекрестком пробка. Тогда не получится освободить перекресток после включения красного, и с других направлений водители просто упрутся в поперечный поток, образуется куча мала из машин.
Однако если говорить о свободном потоке, когда едете вы свои 40-60 км/ч и перед вами начинает моргать зелёный, с вероятностью 99.9% вы хоть немного ускоритесь в попытках проскочить ещё до включения жёлтого, правда же?
И Правила это вполне себе разрешают:
«Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает, и вскоре будет включен запрещающий сигнал»
А жёлтый, напомню, является запрещающим:
«Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил (если затормозить придется, только применяя экстренное торможение, то проехать на жёлтый можно), и предупреждает о предстоящей смене сигналов»
На практике сложно доказать необходимость или отсутствие необходимости тормозить именно экстренно, да и в ПДД нет такого понятия. Поэтому оспорить штраф, который придет за проезд на желтый практически невозможно. Хотя, насколько мне известно, такие штрафы приходят нечасто, ведь камер, которые снимают проезд на жёлтый, а не на красный – мало по всей стране.
Но вернемся к зелёному мигающему.
К слову, во многих странах с низкой смертностью на дорогах зелёный моргающий и не используется. Испания, Германия, США, Бельгия, Чехия, Венгрия, Франция…
То есть там люди ездят и никаких страстей не случается из-за резкой смены зелёного на жёлтый.
А у нас страсти начали разгораться сразу же, как в качестве эксперимента внедрили новую схему в Зеленограде. Водителям такое не понравилось – они стали писать об этом в соцсетях. В новостных лентах сообщалось, что против эксперимента были вообще все, даже ГИБДД. Но ладно, решили посмотреть на результаты эксперимента по итогам октября.
И вот что вышло ↙️
✓ Снизилась общая скорость потока, ведь водители перестали ускоряться и превышать скорость (в среднем превышение было от 20 км/ч при попытках проскочить на мигающий зелёный – такую статистику собирали для ЦОДД перед началом эксперимента).
Дело в том, что в при включении жёлтого сигнала проще затормозить, а не ускоряться, рискуя проехать уже на красный.
Разве это не хорошие новости? Водители стали охотнее останавливаться сразу после включения жёлтого, вместо того, чтобы превышать скорость, пытаясь поскорее проехать перекресток. Звучит, как плюсик к безопасности, не правда ли?
🚨Но не тут-то было. ГИБДД, которые изначально были против экспериментов, утверждали, что аварийность повысилась после изменений в работе светофоров. А затем опубликовали статистику по ДТП.
Но сразу стоить отметить: в статистику попадают только учетные ДТП (с погибшими и пострадавшими) ❗️аварии, где страдают только машины вообще не учитываются.
И вот статистика по Зеленограду: в тех районах, где убрали мигающий зелёный произошло 12 ДТП. Но ни одно не было связано со сменой режима работы светофора! 9 ДТП произошли НЕ рядом со светофорами, а 3 аварии – на регулируемых пешеходных переходах, но виноваты были вовсе не светофоры.
Статистика здесь, можете глянуть. Изменения в работе светофоров вообще не упоминается.
📌 Так как верить ГИБДД, которые сообщили о росте аварий после начала эксперимента, если их же статистика этого не подтверждает? 🤔
Мне кажется, если ГИБДД и дальше будут против (знать бы ещё, по каким именно причинам), то эксперимент полностью провалится. Ведь тут ещё и много недовольных среди водителей, которые не хотят привыкать к светофорам «по-новому». Люди охотно пишут гневные комментарии, а ГИБДД как бы поддерживает недовольство многих автомобилистов.
В итоге будет ясно, кто окажется более убедительным: ЦОДД со статистикой по снижению скорости проезда перекрестков, а значит и повышению уровня безопасности в таких местах или же…все остальные, кто почему-то отказывается принять положительные факты от эксперимента с зеленым сигналом светофора.
Посмотрим.
▴▴▴
У нас во Владивостоке тоже поменяли схему работы некоторых светофоров. Я там проехала, потом прошла, сняла видео, его можно посмотреть тут.
Спойлер: так же, как и на мигающий зелёный раньше, теперь несколько машин проскакивает на жёлтый. Но никаких резких торможений и других проблем.
И вот что я скажу. Я вообще не ощутила существенной разницы. Раньше, подъезжая к светофору, когда зелёный начинал моргать, а я была уже близко к нему, я просто ехала дальше. Сейчас я делаю то же самое, но уже на жёлтый.
Если движение плотное, скорость движения небольшая, и зелёный начинает моргать – я останавливаюсь. Сейчас делаю то же самое, но на жёлтый.
➤ Может в принципе дело в том, что не надо ездить быстро по городу, но зато очень надо внимательно смотреть по сторонам? Не стоит подлетать к перекресткам/регулируемым пешеходным переходам на большой скорости. Тогда не будет никаких сложностей в том, чтобы ЗАМЕТИТЬ смену сигнала светофора. И не составит труда замедлиться и остановиться, НЕ прибегая к экстренному торможению.
➤ Есть те, кто считает, что отмена зелёного мигающего приведет к ДТП, когда один резко остановится на жёлтый, а ему в зад въедет тот, кто не планировал останавливаться, а хотел проскочить. Ну что же, дело в том, что при должной внимательности, умении оценивать дорожную обстановку и при соблюдении адекватной дистанции – такого не произойдет. А если человек не заметил, что перед ним машина тормозит, не заметил смены сигнала светофора, то этот человек кто? Сами скажите, кто и какой 😉
Всегда нужно держать в голове то, что не все действуют как вы. Вы хотите проскочить на жёлтый/мигающий зелёный/красный, но водитель впереди может этого не хотеть. И, подъезжая к светофору, стоит полагать, что машина перед вам может и (имеет полное право!) остановиться как на жёлтый, так и на мигающий зелёный.
Как итог, я не вижу ничего плохого в отмене мигающего зелёного. Водители явно охотнее останавливаются на жёлтый – так это же хорошо и для пешеходов, и для машин, идущих с других направлений.
А вы что думаете? Поддерживаете инициативу ЦОДД или хотите, чтобы всё оставалось как прежде? ;)