Разговорные подкасты и подкаcты-интервью — все еще один из самых популярных форматов в русскоязычном сегменте. Поэтому сегодня продолжим нашу серию текстов про создание подкастов статьей про поиск гостей. Оговорюсь, что документалки и нарративы могут работать по схожему сценарию, но в них отбор будет еще тщательнее, и иногда список возможных героев сводится к листу очень конкретных персон.
1️⃣Фокус внимания
Определитесь с тем, какую роль в подкасте вы отводите себе и гостю. И соответственно, какого именно гостя вы ищете:
- Конкретная личность - “Я хочу взять интервью у Тимоти Шаломе!”.
- Или “мне кто-то из ресторанной сферы, потому что это моя тема подкаста, но обязательно медийный, чтобы расширить ЦА”. И это вполне здоровая стратегия. Главное не скатиться в ситуацию, когда медийность - это ваш единственный критерий. Если вы позовете человека, который уже сходил во все подкасты по вашей теме и зададите ему те же вопросы, не выиграет никто. Но это уже тема для поста про интервью.
- Есть случаи, когда вам нужен специалист, способный глубоко раскрыть узкую тему, и тогда экспертиза важнее медийности.
- Маркером выбора героя может быть наличие определенного опыта — есть дети / был в Гватемале. В этом случае вы ищете историю и эмоцию, а не социальные достижения. Здесь немедийность гостя может быть даже плюсом в некоторых случаях.
- А может случиться, что вам для разговорного подкаста нужен просто человек, который хорошо говорит, увлекательно рассказывает и умеет задавать вопросы, например, если экспертом в выпуске являетесь вы.
Пример (из моего прошлогг проекта про путешествия): в выпуске должно быть 2 героя. Один — эксперт из сферы туризма или культуры. Второй — эмоциональный НЕ эксперт, который бывал в месте, которому посвящен эпизод.
2️⃣Какие категории вам подходят
Дальше наша задача определиться с тем, какие категории героев могут закрыть запрос из пункта 1. И какие есть варианты-заместители, если вы не находите своего идеального единорога. Это поможет расширить поле для поиска и не паниковать, что выпуск срывается, раньше времени.
Пример: Моим экспертом может быть экскурсовод, гид-переводчик, преподаватель истории, искусствовед, краевед, музейный работник, местный житель-энтузиаст-любитель истории края. Мой возможный не-эксперт — фотограф, волонтер или организатор мероприятий, опять же активный местный житель, блогер, путешественник из другого региона, специалист из другой культурной сферы, например, музыкант.
3️⃣Источники
Тут опять же несколько стратегий в зависимости от цели. Когда мне нужен специалист по конкретной теме, но не обязательно медийный, я иду с запросом в поисковик ютуба, в хештеги запрещенной сети, ищу в Яндексе организации, конференции и статьи на нужную тему. Опять же можно посмотреть выпуски других подкастов или текстовые СМИ. Иногда просто спрашиваю в своих соцсетях — слабые связи, то есть люди, которых знают те, кого вы знаете — мощнейший ресурс. Вы даже не догадываетесь, какие знакомства могут быть у вашего окружения через пару рукопожатий.
Если же я ищу конкретного человека, самая сложная часть — найти его прямой контакт. Здесь вам может помочь - посмотреть несколько соцсетей, в них могут быть разные настройки приватности на личные сообщения. Опять же обратиться к яндексу в поиске рабочего сайта, статей или конференций, где может быть указана электронная почта.
Пример: недавно я выяснила, что моя коллега по цеху жила в том городе, про который я делала эпизод. Я бы никогда возможно не узнала этого, если бы не спросила в своем посте.
Лайфхак продвинутого уровня: Если ищете конкретного человека, всегда проверяйте общие подписки, чтобы обнаружить точку контакта. Пару лет назад был случай, когда я использовала специальное приложение Вконтакте, которое строит цепочку по друзьям до 6 “рукопожатий” от вас до желаемого человека, так можно понять, через кого вы может быть знакомы и запросить помощи. Зачастую цепочка оказывается короче, чем вы ожидали.
4️⃣Примеры выступлений
Мегаважный пункт, который стоит после медийности и экспертности и от того про него часто забывают. Самый уважаемый и именитый гость может утопить ваш выпуск, если он не умеет хорошо говорить в длинных форматах. Блогер, которого вы видите в сториз по 30 секунд не всегда хорошо держит логику повествования в часовом разговоре. Именитый профессор не обязательно даст вам нужную эмоцию. А опытный айтишник может тараторить, заикаться или злоупотреблять паразитами и междометиями.
Пример: В моем случае я всегда ищу примеры выступлений из открытых источников - ютуб, подкасты, вырезки из новостей, тиктоки, что угодно, где можно посмотреть, как человек говорит и мыслит, и показываю это заказчику прежде, чем отправлять герою приглашение к участию. Это все еще не панацея, но сильно улучшает качество выборки.
Пример 2. Если же мне нужно поработать с незнакомым человеком, например, экспертом от компании заказчика, я прошу его прислать голосовое сообщение на минуту и формулирую тестовый вопрос, чтобы понять, как он говорит и как подготовить ведущего.
5️⃣Запаситесь вариантами
Да, может оказаться, что гости вам откажут, не ответят или в нужное время по объективным причинам не смогут. Разумным выходом будет иметь лонглист из нескольких вариантов специалистов, их контактов и примеров голоса сразу, а не ждать негативного фидбэка, и начинать круг сначала. Это сильно сократит цикл работы.
6️⃣Проговорить ожидания
Когда гость выбран и контакт найден, не забудьте позаботиться не только о своих целях, но и о его комфорте. В приглашении четко поясните, что у вас за подкаст, о чем выпуск, какую тему вы хотите обсудить, сколько времени понадобится на запись, нужно ли ехать в студию, как все будет организовано технически. В идеале дайте ссылки на подкаст и сценарий, если он есть, расскажите, кто еще будет присутствовать на записи, и поясните, где и когда появится эпизод. Проговорите, будете ли вы согласовывать монтаж перед выходом, как представить гостя и какие ссылки на него уместно дать.
Пример: в моем тревел-подкасте за выпуск гости обсуждают несколько локаций, и мне очень важно знать до записи, что гости с этими локациями знакомы, и для них не будет внезапностью просьба об этом рассказать. Если какие-то пункты из их опыта выпадают, я делаю пометки в сценарии, чтобы избежать неловких пауз на записи.
Ура! В вашем эпизоде классный и действительно подходящий гость!
В нашей студии “Две Дорожки” уже более четырех лет мы создаем подкасты для бизнеса и блогеров. За это время мы пришли к трём самым эффективным формам сотрудничества, которые готовы предложить вам! Посвятим во все тонкости подкаста и возьмем на себя ответственность за запись и выход эпизодов, дадим вашей команде все инструменты для производства качественного подкаста и поможем начать выпускать свой проект!
Приходите к нам записывать классные подкасты! 🫰🏻