203 подписчика

Милет, где встречают нас события

История греческой философии начинается в городе Милете, о котором мы сейчас и поговорим.

Западная Турция, берег Ионии. Ныне здесь стоит бедненькая деревушка Палатия. Название ее восходит к византийскому замку Балат. Систематические раскопки здесь начались с 1899 года, и продолжаются с перерывами все это время. За раскопки с самого начала принялись немецкие археологи, например Т. Виганд. И вскоре были открыт центр древнего города Милета, который составляли три агоры. Многие артефакты, относящиеся к древнем временам нашли себе место в музеях, особенно в немецких. Но какова же история города?

История греческой философии начинается в городе Милете, о котором мы сейчас и поговорим.  Западная Турция, берег Ионии. Ныне здесь стоит бедненькая деревушка Палатия.

Еще Геродот выделял Милет в своей «Истории», называя город – «жемчужина Ионии». На севере полиса находилась естественная граница – Гераклейская бухта, в которую, опять-таки с северной стороны впадал Меандр, который являлся самой полноводной рекой Малой Азии, из тех, что впадали в Эгейское море. На западе Милет, собственно, и граничил с Эгейским морем, а на юге его находилась бухта Менделии. Это было крайне выгодное для морской торговли положение. Восточнее полуострова располагались отроги Карийских гор. К полисным владениям относилась и узкая полоска земли, что шла по нижнему течению Меандра – на северном берегу бухты Гераклейской. Территорию полиса составлял сам город Милет, небольшие деревушки (которые по греческой терминологии назывались «комы») и отдельные усадьбы, было, впрочем еще несколько сравнительно крупных поселений – Лерос (что располагался на одноименно острове), Лименей, Техиусса, порт Панорм. Были на территории полиса и особые «святые места» - святилище Аполлона Дидимейского и святилище Посейдона Геликонского. Во времена своего наивысшего расцвета Милет состоял из двух частей – внешнего и внутреннего города. В городе было четыре гавани, которые были хорошо защищены.

История греческой философии начинается в городе Милете, о котором мы сейчас и поговорим.  Западная Турция, берег Ионии. Ныне здесь стоит бедненькая деревушка Палатия.-2

Первые поселения в этом месте датируют второй половиной четвертого тысячелетия до нашей эры. Местность позже вошла в крито-микенский культурный ареал, здесь были обнаружены и микенская керамика, и фрагменты фресок в минойском стиле, и фрагменты текстов, написанных нерасшифрованным линейным письмом А. Согласно мифу, город Милет был основан одноименным героем (Милетом), который переселился в эту местность с Крита. Что ж, здесь биография города оказалась типичной для Греции – благо там как правило за основание каждого города отвечал легендарный герой.

Врезка 2. Немного о милетской мифологии

Поговорим о Милете. Только не о Милете городе, а о Милете – мифическом герое. Исследователь античной мифологии Роберт Грейвс считает, что имя Милета означает, предположительно «красная земля», и связано это было с тем, что Милет был родом с Крита, а считалось что у критян более красный цвет лица, чем у греков.

Милет являлся сыном Аполлона, и, как водится, одной нимфы. Впрочем, в иной интерпретации мифа его матерью выступает дочь критского (весьма легендарного) царя Миноса – Акакаллис. У Милета, как и положено нормальному греческому герою, было довольно-таки психопатическое детство – с прятаньем ребенка, кормлением волками, изгнаниями любимого родственника и прочим, прочим, прочим. Собственно по совету своего любимого дяди Сарпедона (которого Минос из-за ревности изгнал с острова), Милет с армией покинул Крит, и направился сначала на Самос (будущую родину Пифагора), а затем в Ионию, где, как это всегда и бывает, если ты герой мифа – убил какого-то несчастного Астерия и основал город, который скромно был назван – Милет.

История греческой философии начинается в городе Милете, о котором мы сейчас и поговорим.  Западная Турция, берег Ионии. Ныне здесь стоит бедненькая деревушка Палатия.-3

Был, впрочем, и более поздний миф (едва ли греки на полном серьезе искали противоречия в трактовках ранней истории), согласно которому город был основан (иногда говорят лишь вновь заселен после неизвестной… катастрофы? Мы не знаем) ионийцами, выходцами из Аттики, которыми предводительствовал Нелей. Случилось это в X веке до нашей эры. Город упоминается в качестве «города карийцев» в Илиаде Гомера. Археологические исследования позволяют предположить, что Милет был заселен греками в ходе ранней колонизации, в конце второго тысячелетия до н.э. Некоторые позднейшие греческие сочинения как будто подтверждают данную версию. Милет рос и вместе с другими ионийскими полисами состоял в Панионийском религиозном союзе, который был образован около 700 г. до н.э. Центром священного союза (в Греции часто было принято основывать политический союз, скажем так, на религиозной почве) было святилище, что располагалось в западной части мыса Панионий (или – Микале). Милет был лидером в этом союзе, и его называли – «первый город люда ахейского, о двенадцати стенах». Граждане Милета, как и повсюду в полисах Древней Греции, вплоть до конца V в. до н.э. делились на филы. В Милете их было шесть – четыре из них были ионийскими, две другие имели фессалийско-беотийское происхождение (филы представляли собой территориально-родовые объединения, то что можно назвать - общиной). Население росло, и когда город попал под афинское влияние фил стало 12. Власть в богатом полисе до седьмого века принадлежала царскому роду Нелеидов, которые вели свои происхождение от сыновей легендарного царя Кодра, которые руководили переселением греческих колонистов в Ионию. Затем царская власть в полисе была ликвидирована и власть над городом получили знатные роды, представители которых заседали в буле (совет). Из числа знатных граждан ежегодно выбирался притан, в ведении которого были самые важные вопросы, связанные с полисной жизнью.

Город Милет был удачно расположен, и это позволяло ему получать хорошую прибыль от торговли – купеческие суда Милета плавали по всему Средиземному Морю, ходили и в Понт Эвксинский (Черное море) – вплоть до устья реки Дон. В Милете было большое рабское население, а между богатыми и бедными шла ожесточенная (кто-то может выразиться – классовая) борьба. Русский и американский (в эмиграции) историк-антиковед М.И. Ростовцев, хотя нужно принимать во внимание его склонность модернизовать древнюю историю, писал: «В Милете первое время победителем оказался народ, убивавший жен и детей аристократов; затем стали господствовать аристократы, которые сжигали живьем своих противников, освещая городские площади живыми факелами»[1].

История греческой философии начинается в городе Милете, о котором мы сейчас и поговорим.  Западная Турция, берег Ионии. Ныне здесь стоит бедненькая деревушка Палатия.-4

В конце VII в. до н.э. в Милете правил тиран Фрасибул, это была типичная ситуация для греческого полиса того времени – демократические массы боролись с властью аристократов, и на этой волне к власти приходили тираны, которые не обязательно были «чудовищем во власти», просто приходили они к власти в обход аристократии. После Фрасибула власть перешла к следующим тиранам – Фоасу и Дамасенору, последовательно. Царская власть к тому моменту в Милете уже была упразднена – последним царем был Леодамант. Милет активно вел себя в деле основания новых колоний – по берегам Понта он имел чуть меньше сотни колоний, некоторые из которых были весьма примечательны – такие как Ольвия, Синоп, Абидос. Милет умудрился даже открыть для греков Египет, основав там торговую колонию Навкратис. Независимость Милета подвергалась перманентной угрозе – сначала со стороны Лидийского царства, а затем со стороны более грозного врага – Персии. В городе шло активное развитие экономических и политических отношений. Купеческая плутократия сменяла земледельческую аристократию в деле управления городом, что способствовало возвышению тиранов, которые, если можно так выразиться, популистски заигрывали с народом. Лидийское царство, несмотря на периодические поползновения на запад, в целом сохраняло с Милетом дружеские отношения. Особенно эти отношения процветали при последнем царе Лидии – известном Крезе.

VI в. стал временем наивысшего расцвета культуры Милета, именно в этом веке на авансцену интеллектуальной революции выступили три милетских философа – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Тираны Милета в это время поддерживали дружеские отношения с Персией, которая покорила Лидию, и считала Ионию своими владениями, в которых сами ионийцы сохраняли значительную автономию. Так продолжалось, пока власть в Милете не перешла к тирану Аристагору, сыну Молиагора. Он поднял восстание против персов в 499 г. до н.э., что в свою очередь вызвало общее восстание по всей Ионии. Но противник был слишком силен – в 494 г. Милет после незначительного сопротивления был захвачен персами и сильно разрушен. Аристагор бежал. В дальнейшем Милет был восстановлен, а Александр Македонский даже использует предлог борьбы за освобождение Ионии, как обоснование войны против Персии. Впрочем, именно Александр Македонский в очередной раз и разрушит город Милет, затем последует новое восстановление и в эллинистическо-римский период город сохранит свое, прежде всего, торговое значение.

[1]М. Ростовцев. История древнего мира.