Найти тему

Планеты, звёзды, войны и композиторы

Планеты, звёзды, войны и композиторы. Ну и, конечно, плагиат, пардон, творческое заимствование, куда без него.

Давным-давно, в далёкой галактике…

Как ни крути, а стилистика Империи куда круче, чем какие-то там оборванные повстанцы-республиканцы.
Как ни крути, а стилистика Империи куда круче, чем какие-то там оборванные повстанцы-республиканцы.

…бушевал Джон Уильямс и его музыка к «Star Wars».

Кстати. Об известном композиторе.
Американец Джон Таунер Уильямс, 1932 - дай бог здоровья. Во времена оны у нас бы сказали – «свой музыкальный путь молодой Джонни начал в Дважды Краснознамённом, Ордена Красной звезды, ансамбле песни и пляски имени Александрова». Впрочем, ещё до «срочной» в оркестре американских ВВС (ДМБ-1954), он уже был по уши в музыке. В том числе, благодаря папе-джазмену. Ну а первая его музыка к голливудскому фильму – уже 1958-й. И понеслась… Мы говоря о Уильямсе, конечно, в первую голову вспоминаем фильмы Спилберга и Лукаса. Но их было гораздо больше. Между прочим, Уильямс не только самолично играет на стандартных для таких музыкантов фортеплясах, но и дудит на трубе, тромбоне и кларнете.

О том, что Джон Уильямс, композитор «Звёздных войн» (а заодно композитор «Челюстей», «Индианы Джонса» и прочего всякого), для самого известного марша из этих самых «Star Wars» подрезал музычку у композитора Густава Холста, я знал давно. Но знал в теории. (Вы не знали? Теперь знаете. Там ещё и Шопен с третьей частью своей Сонаты для фортепиано №2 вполне проглядывает).

«Оригинал-исходник» – симфоническую сюиту Холста «Планеты», в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением Герберта фон Караяна – я скачал уже давно. Но руки (или уши?) дошли послушать только сейчас. Послушал. С удовольствием послушал. И выяснилось всякое интересное.

Кстати. Об известном дирижёре.
Австриец Герберт Риттер фон Караян, 1908-1989 - «глобализм задолго до того, как это стало мейнстримом» :-) Немецкая дворянская приставка «Рыцарь фон» при то ли балканской, то ли армянской фамилии. Впрочем, «неарийская» фамилия не помешала Герберту стать членом НСДАП в 1933-м. А членство в НСДАП не помешало Герберту потом, после 1945-го, руководить оркестрами и дирижировать вплоть до самой смерти и зарабатывать денежки.

Итак, композитор Густав Холст. И его симфоническая сюита «Планеты». Написанная в не самое спокойное время, в 1914-1916 годах. Первая часть, про Марса – самая ранняя, аккурат начало Великой войны. Впервые публично сюита была представлена в 1918-м.

Густав Холст.
Густав Холст.
(Кстати. О не самом известном композиторе.
Англичанин Густав фон Холст, 1874-1934 - «глобализм задолго…». А, я уже это говорил, да? :-) Опять немецкая дворянская приставка «фон». Правда, её какой-то там предок-Хольст, переехав в начале XIX века в Англию, просто присочинил к своей фамилии, для солидности. А переехали на Туманный Альбион предки композитора издалека – из Риги. Более того, прежде чем податься в Англию какой-то там прадедушка композитора был музыкантом при российском императорском дворе. Так что Холст и музыкант потомственный, и родом из наших, отечественных, остзейских немцев).

Запускаем первый же трек, «Марс, вестник войны», и… С детства знакомое «тум-тум-турурум-тум-тум-тум». И добро бы только это. Все, все! мелодичные ходы цельнотянуты потом в «Звёздные войны». Не только и не столько «Имперский марш». Тут вам и повстанцы-республиканцы, тут и пролёт «икс-винга», и мирно спящие планеты далёкой Галактики, и… И чуть ли не Индиана Джонс. Да вы сами послушайте – убедитесь. (И да, не бойтесь, от семи минут симфонической музыки ещё никто не умирал. Ну, почти никто :-) ).

Кстати, тот самый «Имперский марш», современная музыкальная визитная карточка «Звёздных войн», появился только во втором фильме, который удивительным образом называется «Эпизод 5», и который заслуженно считается лучшим фильмом и первой, классической, трилогии, и лучшим фильмом «Звёздных войн» вообще. А вот в первом фильме, который, внезапно, зовётся «Эпизод 4», несмотря на присутствие и Империи, и ходячей сопелки – Дарта Вейдера, этого марша не было. Зато в первом фильме уже были все остальные музыкальные ходы, взятые Уильямсом из «Планет» Холста.

Но не «Звездными войнами» едиными.

Кроме Джорджа Лукаса в кино же есть ещё и Ридли Скотт. И в его фильмах тоже есть музыка. И эту музыку, в разрезе творчества Густава Холста, тоже можно оценить.

При внимательном прослушивании (да и при невнимательном тоже), отлично слышно, что из этого же «Марса…» композитор Ганс Циммер утянул мелодию для фильма «Гладиатор». Помните эпическую безумную атаку римской кавалерии в рассыпном строю через заснеженный лес? Во-о-от. То, что у Циммера начинается после первых полутора минут – это явно тот же Холст.

Кстати. Об известном композиторе.
Немец Ганс Флориан Циммер, 1957 – дай бог здоровья. По «Оскарам» и прочим наградам до Уильямса ему пока далеко, но по поимённому списку – уже не стыдно. Что до личных обстоятельств, тут снова «глобализм». Циммер хоть и немец, но из тех Сахаровых, что, если хорошо подумать, то Цукерманы. Был увезён родителями из Германии в Англию в достаточно нежном возрасте, там и вырос. В 1988-м прорвался в Голливуд, с тех пор там живёт и работает. Правда, с недавних пор на ниве «немецкой кинематографической пафосной музыки» в Голливуде его начал поджимать земляк – немецкий композитор с истинно немецким именем Рамин Джавади.

При этом, Уильямс, вроде бы, и не скрывал, у кого он «вдохновение черпал», а Циммер, вроде бы, признаться постеснялся. Вплоть до суда с «родственниками и наследниками творческого наследия».

Естественно, Уильямс «творчески позаимствовал» моменты не только из «Марса…». Чай планетная сюита у Холста имеет семь частей. Включаем «Сатурн. Вестник старости» – и сразу же во вступлении слышим чистые и незамутнённые «Звёздные войны».

Ладно, не буду требовать у вас невозможного, тут для понимания достаточно первых двух минут.

Наконец, надо сказать пару слов о самих «Планетах».

Во времена написания сюиты Плутон ещё не был открыт (его открыли только в 1930-м), поэтому Нептун у Холста последняя планета. Впрочем, сейчас Нептун опять последняя планета – в 2006-м Плутон из планет разжаловали в «карликовые планеты».

Несмотря на название, «Планеты» – это не про астрономию, космос и прочие звездные войны. Несмотря на названия этих планет, это не про римских и греческих богов. Это про астрологию и мистику. Однако, астрология у Холста получилась специфическая.

Во-первых, нет важных астрологических объектов – Солнца и Луны. Впрочем, они не планеты.

Во-вторых, есть Уран и Нептун, которых в классической астрологии нет. Их открыли во вменяемые времена – в 1781 и 1846 годах соответственно, когда нормальные люди к астрологии серьёзно уже не относились. Впрочем, ненормальных всегда хватало, и астрологи Уран и трансурановые объекты как-то в свою муть вплели.

Ну и в-третьих, планеты в сюите идут слега так не по порядку – «Марс, вестник войны», «Венера, вестница мира», «Меркурий, крылатый посланник», «Юпитер, вестник радости», «Сатурн, вестник старости», «Уран, волшебник», «Нептун, мистик». Поменять бы Марс с Меркурием местами, ну да автору виднее.

Под финал предлагаю послушать как раз финальную часть, «Нептун, мистик», которая своей узнаваемостью просто бросается в глаза, пардон, в уши.

В общем, вся сюита «Планеты» Густава Холста – сплошной саундтрек к «Звездным войнам», если бы его делали во времена Первой Мировой.

«Планеты» произведение любопытное и я его рекомендую к прослушиванию полностью (всего-то пятьдесят с небольшим минут) не только фанатам «Звёздных войн» или любителям симфонической музыки, но и вообще всем. Так сказать, граждане новосёлы, внедряйте культурку, слушайте музыку, не пейте политурку!