Полная женщина как идеал женской красоты. О, сколько художников поклонялось ей

13K прочитали

Если вы считаете, что живописали красивые полные женские тела сексуально озабоченные художники, то ошибаетесь: это были, в первую очередь, философы и поэты красоты.

А женщина в искусстве – это наиболее полное воплощение эстетических норм и идеалов, символ сокровенного – и через эту символику художники веками доносили до общества не только образы, но и – что удивительней всего! – идеи.

Возьмем такую, казалось бы, абстрактную и вдохновляющую идею, как свобода. Именно она выражена в символической картине Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (или «Свобода на баррикадах») – в образе гордой и замечательной в порыве женщины, символе восставшей Франции.

Эжена Делакруа, картина «Свобода, ведущая народ» (1830 г.). Источник иллюстрации:  https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Eug%C3%A8ne_Delacroix_-_La_libert%C3%A9_guidant_le_peuple.jpg
Эжена Делакруа, картина «Свобода, ведущая народ» (1830 г.). Источник иллюстрации: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Eug%C3%A8ne_Delacroix_-_La_libert%C3%A9_guidant_le_peuple.jpg

А как художник мог иначе, чем через образ отважной босой женщины, символизирующей решимость идти на врага, потрясти идеей свободы общество и тысячи людей? (Замечу в скобках, что и статуя Свободы в США воплощена в женском образе).

Если окинуть взглядом прошедшие века, то нетрудно разглядеть вековой идеал женской красоты на протяжении тысячелетия: это вовсе не худышки в стиле модельных журналов, а здоровая и красивая женщина в полном, налитом природной силой теле.

Недаром Огюст Ренуар – истинный ценитель женской красоты – всю жизнь писал и выписывал полнотелых красавиц – и всё не мог утолить этой жажды совершенного женского образа.

Я как-то подзабыл название той его картины «Обнаженная» (1876 год), которая всегда меня покоряла нежностью взгляда и обаянием спокойной души женщины. И, начав рыться в энциклопедиях, был просто потрясен количеством полнотелых ренуаровских купальщиц, нимф, красавиц, женщин и девушек в позах богинь, красивых тел в бытовых и романтических интерьерах.

Это потом пришли в искусство «худышки» и «вешалки» – модельный бизнес с помощью денег навязал обществу идеал худощаво-стройных женщин-моделей, с поднятыми, а не покатыми плечами – на которых так хорошо смотрится одежда модных модельеров, когда «живые вешалки» одна за другой меняются на подиуме.

А до модельного бизнеса, до хлынувших потом в искусство в XIX и XX веке «детей порока» – изнеможённых ночной жизнью дев с тенями под глазами, морфинисток, кокоток, девочек-лолит с неразвитыми грудями, – до этого в искусстве торжествовал здоровый взгляд на полнотелую и зрелую красавицу как идеал жизнеутверждающего начала.

Именно его несли в жизнь выдающиеся живописцы. И именно его всегда воплощала в себе их «идеальная модель» – женщина, которой природой дано любить, рожать и продолжать род человека на земле.

Художник Рембрандт. Картина "Даная" (1636—1647 гг.).Холст, масло.Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_026.jpg
Художник Рембрандт. Картина "Даная" (1636—1647 гг.).Холст, масло.Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_026.jpg

В этом отношении интересны мысли из диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» (1853 г.) русского писателя и философа Н.Г. Чернышевского, в которой он сравнивает идеал красоты сельской женщины у простого народа (поселянина) и «увлечение бледною, болезненною красотою» в светском обществе:

Если вы считаете, что живописали красивые полные женские тела сексуально озабоченные художники, то ошибаетесь: это были, в первую очередь, философы и поэты красоты.-5

Не эту ли гармонию и равновесие спокойной женской натуры искали в своих выдающихся живописных полотнах такие мастера кисти, как Рубенс, Тициан, Рафаэль, Рембрант, Энгр, Кустодиев? – такие имена мы можем перечислять и перечислять.

Питер Пауль Рубенс. "Венера перед зеркалом". Масло на панели (между 1614 и 1615 годами). Liechtenstein Museum (США).  Источник иллюстрации: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.1536d9ec-65567e2b-4374cc60-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/File:Peter_Paul_Rubens_-_The_toilet_of_Venus.jpg
Питер Пауль Рубенс. "Венера перед зеркалом". Масло на панели (между 1614 и 1615 годами). Liechtenstein Museum (США). Источник иллюстрации: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.1536d9ec-65567e2b-4374cc60-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/File:Peter_Paul_Rubens_-_The_toilet_of_Venus.jpg
Жан Энгр. Картина «Большая одалиска» (фрагмент). 1814 год. Лувр. Париж. Взято с: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Jean_Auguste_Dominique_Ingres,_La_Grande_Odalisque,_1814.jpg
Жан Энгр. Картина «Большая одалиска» (фрагмент). 1814 год. Лувр. Париж. Взято с: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Jean_Auguste_Dominique_Ingres,_La_Grande_Odalisque,_1814.jpg

Как тут не вспомнить декадентские «изломы», «измы», образы упадка, трагизмы бытия и сознания - да и просто талантливые картины, отразившие эту угловатость женских тел (например, сравните с живописью пышных форм картину Валентина Серова «Портрет Иды Рубинштейн»).

Валентин Серов, "Портрет Иды Рубинштейн" (1910 г.)
Валентин Серов, "Портрет Иды Рубинштейн" (1910 г.)

Н. Г. Чернышевский писал и про этот «другой» светский идеал, считая его «признаком искусственной испорченности вкуса»:

Если вы считаете, что живописали красивые полные женские тела сексуально озабоченные художники, то ошибаетесь: это были, в первую очередь, философы и поэты красоты.-9

Если мы посмотрим на известные картины, классику живописи, то там отражен именно этот здоровый идеал полнотелой красавицы, который присутствует даже в аллегорических сюжетах.

Мартен де Вос. Фрагмент картины "Похищение Европы" (1580 г.). Музей Гуггенхайма (Бильбао). Источник иллюстрации: https://muzei-mira.com/kartini_gollandia/875-pohischenie-evropy-marten-de-vos.html
Мартен де Вос. Фрагмент картины "Похищение Европы" (1580 г.). Музей Гуггенхайма (Бильбао). Источник иллюстрации: https://muzei-mira.com/kartini_gollandia/875-pohischenie-evropy-marten-de-vos.html

Классическая живопись, как зеркало, отразила эту красоту, жившую в поколениях людей, – когда тип зрелой и здоровой женской натуры интуитивно воспринимался как необходимый для выживания в годы бед, неурожая и тяжелых испытаний, коих было немало.

Если вы считаете, что живописали красивые полные женские тела сексуально озабоченные художники, то ошибаетесь: это были, в первую очередь, философы и поэты красоты.-11

В русской живописи примером такой жизнеутверждающей силы жизни являются кустодиевские красавицы - пышущие здоровьем, круглостью лица и телом купчихи и обычные женщины. Художника Бориса Кустодиева не зря назвали Русским Ренуаром - достаточно взглянуть на его золотоволосую «Русскую Венеру», само воплощение народного идеала женской красоты, или другие художественные полотна.

Наверное, те, кто веками исповедовал этот идеал красоты и ваял, создавал в прошлом такие образы, были не глупее нас с вами, современных людей. И шутливая поговорка «95% мужчин любят полных женщин, а оставшиеся 5% - очень полных» родилась не на пустом месте, а имеет под собой почву. И очень прочную.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ ТЕЛЕГРАМ

Друзья, я перешел на только что созданный Телеграм-канал, где вас уже ждет много интересного, а главное полезного. О тайнах мира и катастрофах, о безопасности и здоровье, о психологии выживания и выхода из трудных ситуаций. Поговорим, как не терять имущество и деньги – и что важней денег в век перемен. Смешное мы будем сочетать с эксклюзивными знаниями (иные только у нас и будут публиковаться впервые!). Вас ждет хорошее чтиво, «Школа антикриминала», детективные истории, советы по саморазвитию и самозащите. Подписывайтесь по ссылке:

https://t.me/taina101