1,2K подписчиков

У депрессии женское лицо: рецензия на фильм Анны Меликян «Чувства Анны»

1,8K прочитали

В широкий прокат 9 ноября вышла картина прославленной кинематографистки Анны Меликян. Новая работа получила название «Чувства Анны», и, судя по всему, передает всю палитру эмоций режиссера (не зря имя в наименовании повторяет имя создательницы). Рассказываем, каким получился фильм и почему его непременно стоит увидеть.

Фото: предоставлено пресс-службой Свердловского фильмофонда/Татьяна Галенцова
Фото: предоставлено пресс-службой Свердловского фильмофонда/Татьяна Галенцова

Если в прошлом веке имена женщин-режиссеров оказывались на первых полосах газет не так часто, то в наше время это уже не считается чем-то экстраординарным. После фантастического успеха «Барби» Греты Гервиг можно предположить, что в будущем тенденция будет лишь набирать обороты. К тому же темы, поднимаемые кинематографистками, оказываются зачастую даже более животрепещущими и бьющими в самую цель. Та же «Барби», вопреки прогнозам, говорит со зрителями не о куколках и розовых пони, а о поиске себя, взрослении, сепарации и даже депрессии.

В России женщины-режиссеры все еще остаются немного в тени, однако сияют столь же ярко, как коллеги-мужчины. Вспомнить ту же Ренату Литвинову, Авдотью Смирнову, Оксану Бычкову, Валерию Гай Германику, Наталью Мещанинову и многих других. Конечно, список был бы неполным без Анны Меликян, на счету которой уже около 20 различных проектов. Наиболее заметными являются «Русалка», получившая приз за лучшую режиссуру на кинофестивале «Сандэнс» и приз ФИПРЕССИ на Берлинском кинофестивале, картина «Трое» с Константином Хабенским и Юлией Пересильд, а также сериал «Нежность».

Отличительной чертой творчества Анны можно назвать тот факт, что в своих работах она рассказывает о женщинах, в самых разных их проявлениях. О карьеристках, одиночках, матерях, безрассудных девчонках. С любовью, трепетом и должным пиететом режиссер показывает, что феминность — это спектр, а не розочки-детишки-косметика. Новый фильм «Чувства Анны» продолжает эту тенденцию, вновь выводя на передний план женщину. Уставшую, простую и запутавшуюся.

Действие черно-бело картины разворачивается в недалеком будущем на окраине Перми. Здесь располагается шоколадная фабрика, в которой и работает главная героиня. Неспешный ход жизни россиян прерывает пандемия неизвестного вируса, из-за которого всем приходится носить медицинские маски, проходить санитарную обработку даже в автобусах и ставить прививки. О болезни напоминает гигантское табло, на котором в режиме реального времени транслируется количество заболевших и погибших. В попытках сбежать от кошмара власти предпринимают решение — переселить всех Марс. По крайней мере, об этом все время говорят по телевизору.

Анна Бородина (а именно так зовут героиню) ничем не отличается от коллег. Носит белый комбинезон, путешествует от работы до дома, а от дома — до работы. У нее есть маленькая дочь, сын, пытающийся сделать карьеру видеоблогера и любящий муж. Как там пелось у «Гражданской обороны»? Все, как у людей. Рутину прерывает тот факт, что Анна внезапно начинает слышать мысли с далекой планеты. Марсиане, проникшие в голову героини, убеждают, что человечеству осталось всего 10 лет, после чего все живое на Земле погибнет. Но выход есть — любить друг друга. Make love, not war.

Поначалу все принимают героиню за сумасшедшую, но после того, как она делает ряд недалеко идущих сбывающихся предсказаний, люди начинают прислушиваться к словам Анны. Выражаясь метафорически, на нее направляется огромный прожектор. Телевидение делает репортажи, международные форумы приглашают выступить в качестве спикера, а мужчины начинают обращать внимание. Например, профессор, пишущий книгу о «контактерах» (именно так называют людей, вступивших в контакт с инопланетянами). Не избалованная мужским вниманием героиня практически моментально падает в его объятия, забывая и о муже, и о детях.

Тут сразу стоит оговориться, что сюжет (если исключить из него всю фантастику) весьма прозаичен. Даже в современном мире женщина, имеющая сотни тысяч возможностей, все также может погрузиться с головой в рутину с работой-продуктовыми магазинами-детьми-и дальше по списку. В фильме прекрасно показано, как Анна, будучи красивой женщиной, полностью «забивает» на себя, отдавая все свое время мужу и детям. Отдать чуть больше тысячи за прическу для нее — что-то вопиющее, а про нарощенные ресницы она и вовсе не слышала. Неудивительно, что когда она слышит от профессора комплименты, то практически сразу сдается и (возможно) сознательно идет на грех. Потому что только так может, наконец, почувствовать себя живой и любимой.

Именно это, к слову, и становится точкой преткновения. Ведь как только она нарушает завет, данный инопланетянами, они отворачиваются от нее и перестают «транслировать» свои мысли. Затем жизнь начинает рушиться, словно карточный домик. Об измене узнает муж, который забирает детей. На работе завистливые коллеги начинают строить козни, и даже любовник отказывается от героини в пользу более молодой девушки.

Картина распада на примере одной женщины выглядит ужасно убедительно. Ведь опять же, если отбросить весь «инопланетный» флер, то перед зрителем оказывается запутавшаяся женщина, ищущая среди рутины что-то светлое, теплое, к чему можно прижаться и почувствовать свою значимость. Режиссер, тонко подходящая к деталям, показывает, что для счастья нам на самом деле нужно совсем немного. Порой хватает даже чуточку внимания.

Нарастающая тревожная музыка, сопровождающая нас на протяжении всего фильма, как нельзя лучше показывает внутреннее состояние героини. Также, как накапливаются эмоции, нарастает и настоящая какофония из звуков. Ведь о депрессии у нас говорить не принято. Муж есть? Дети есть? Будь добра, не жалуйся. И, главное, улыбайся. Трагизма добавляет и черно-белая гамма фильма. Будто вечная осень, где нет места солнцу.

Анна Меликян создала глубокий и многослойный фильм, сочетающий в себе психологическую глубину, символические образы, социальную критику и философские размышления о человеке и Вселенной. Выбрав черно-белый формат, режиссер подчеркнула серость и обыденность современной культуры. Она остро ставит проблему эксплуатации Других в медиа с целью создания сенсационных новостей и привлечения внимания. С другой стороны, режиссер демонстрирует жестокость общества по отношению к инакомыслящим: когда они становятся бесполезными, их маргинализируют и выбрасывают, словно мусор.

В конце запутавшаяся героиня понимает, что популярность, медиа, любовь сотен и даже миллионов меркнет по сравнению с любовью близких. Тех, кто примет тебя, несмотря ни на что. Потому что именно так можно спастись — любить друг друга.

18+