Найти тему
Изнанка образования

Сижу и мешаю учителям работать. Больной нуждается в уходе врача

Оглавление

Такая у меня должность - инспектор по школам. Моя задача - доводить до школ все "гениальные" идеи и затеи министерства федерального и министерства регионального, а затем рапортовать об исполнении.

А эти идеи сыплются, как из рога изобилия. Такое ощущение, что в министерстве озабочены одним: что бы такого придумать, чтобы оторвать учителей от их непосредственной работы?

Изображение с Яндекс.Картинки для иллюстрации статьи.
Изображение с Яндекс.Картинки для иллюстрации статьи.

Всё бросаем, идём собирать макулатуру

В конце прошлой учебной четверти - как гром среди ясного неба: всероссийская акция по сбору макулатуры. "Бумбатл". По боку учёбу, все бежим собирать макулатуру - в конце четверти, по осенней слякоти, в период контрольных работ и исправления оценок. Мало того, что сама акция несвоевременна. Так ещё и надо зарегистрироваться на сайте. А потом выложить фото процесса сборки макулатуры, фото собранных бумажных куч... Ой, тошненько...

А потом я ещё 33 раза позвоню в каждую школу, напомню, потому что акция на контроле у губернатора, и с меня спрашивают. Соответственно, спрашиваю и я.

Вообще, сбор макулатуры - дело хорошее. Но только это не должно идти в ущерб учебной работе. И если уж это всероссийская акция, то будьте добры, обеспечьте нормальную организацию. В нашем муниципалитете было так. Нам указали конкретного оператора, который приедет и заберёт бумагу (за цену, намного ниже, чем дают в обычных приёмных пунктах). Школы собрали макулатуру, позвонили оператору, а он отказался приезжать: далеко, не выгодно ехать из-за каких-то 300-500 килограммов... Вот вам и всероссийская акция!

Функциональная грамотность в ущерб урокам

С функциональной грамотностью - настоящее помешательство. Иначе не сказать. Чего все так с нею начали носиться? Я считаю, что это просто дань моде, тренд. Практической пользы эта суета не несёт никакой. Любой учитель-предметник, если это мало-мальски грамотный учитель, на своих уроках обязательно объясняет прикладное значение, практическую важность изучаемого материала.

Но нет! У нас сейчас все восьмые и девятые классы проходят тестирование по функциональной грамотности. Мало им было этой PISA!

Но и тестирования мало!

И теперь у нас вскорости состоится...

Чемпионат по функциональной грамотности

Не слышали ещё о таком? У вас, в ваших регионах не проводится? Думаю, должен...

Сейчас у нас будет виртуальный отборочный тур среди 6-8 классов. Участвуют все-все. Потом из каждого муниципалитета отберут троих лучших, и уже они будут участвовать очно в региональном финале.

А там, скорее всего, финалистов пошлют на федеральный этап.

Самое интересное, что с этим чемпионатом вылупились в разгар проведения предметных олимпиад, из-за которых рабочий повседневный ритм жизни школы и так нарушен.

🤦‍♀️ У школ новая головная боль: получить логины и пароли для входа на платформу Чемпионата на каждого ребёнка, проверить, работают ли они...

🤔Потом придумать, как практически осуществить участие: далеко не во всех школах есть достаточное количество рабочих мест, оснащённых компьютерами, чтобы одновременно посадить весь класс. Значит, нужно перекраивать расписание, разбивать детей на группы, возможно, снимать с других уроков, приглашать после уроков, кому-то давать задание на дом...

Нормальные уроки согласно плану? Не, не слышали, не знаем, не до того нам. У нас Чемпионат на носу! Поэтому все календарные планы по боку, расписание уроков - в клочки: готовимся к Чемпионату.

Ну, а я - буфер между школами и министерством. Понимаю, что сверху спускается чистейшей воды галиматья ерунда, которая не помогает, а нарушает спокойный, размеренный ритм учебной работы. Заставляет учителей всё делать бегом-бегом, отвлекая от главного - от уроков.

Если бы не дети, то школы и различные комитеты работали бы ещё лучше

Всё, что написано выше - оценка ситуации с точки зрения мелкого чиновника от образования и учителей.

А что дают непрестанные тестирования, а теперь ещё и Чемпионат - детям?

Я думаю, ничего, кроме ненужной суеты. Ребёнку легче жить и учиться, когда уроки проходят в размеренном, привычном ритме. Когда соблюдается Система. Предметные олимпиады или другие конкурсы интересны и полезны тогда, когда они проходят изредка и являются событиями, которых ждут, к которым готовятся. Тогда они вызывают интерес (хотя бы у некоторых учеников) и здоровый азарт.

А в ситуации, когда вчера было тестирование по PISA, потом - снова тестирование по функциональной грамотности (уже всеобщее), сегодня - предметная олимпиада, а завтра - Чемпионат по функциональной грамотности, у любого ребёнка пропадёт интерес не только к этим тестированиям, но и к учёбе вообще.

Эй, вы там, в министерствах! Ну оставьте уже хотя бы на какое-то время учителей и детей в покое! Дайте им спокойно вести уроки и учиться. И вы удивитесь: качество знаний у детей непременно повысится. Ведь прежде чем тестировать, нужно иметь время и возможность чему-то школьников научить. А сейчас у учителей такого времени нет. То макулатуру собираем, то PISA решаем, то в Юнармию вступаем, то театры и музеи организовываем... И всё это - добровольно-принудительно. Нет, это всё, конечно, хорошо. Но это - вторично. На первом месте в школе должна быть учёба, собственно уроки, согласно рабочей программе.

Сотрудники министерств просвещения и образования разных уровней, можете вот прямо сейчас взять и уйти в отпуск. В бессрочный, хором. Больной нуждается в уходе врача!

Изображение с Яндекс. Картинки для иллюстрации статьи.
Изображение с Яндекс. Картинки для иллюстрации статьи.

Честное слово, в школах учителя этого даже не заметят. Хотя - нет, заметят. Они просто будут ходить на работу и спокойно проводить уроки. А дети будут просто учиться, и их никто не будет дёргать с уроков, сбивать непрестанными тестированиями с привычного учебного ритма. А через год можно будет провести ВПР - и все удивятся, насколько повысится успеваемость и качество знаний.

Я уже упоминала в более ранних статьях, но повторюсь: ищете вредителей, "пятую колонну" ? Так вот же она - сидит-посиживает в Министерстве просвещения. Уж бОльших вредителей трудно найти. И разогнать их некому...

Терпения учителям и администраторам школ и ещё раз терпения!

Уважаемые читатели, если появится желание высказаться по теме статьи - буду рада. Комментарии, лайки и подписки приветствуются!