Когда темнеет рано, опасность наезда на пешеходов возрастает в разы
Не ошибусь, если скажу, что осенью главный страх для водителей — вечерние поездки. Особенно в ноябре, пока не выпадет снег. Когда световой день заканчивается уже в 18.00, бликующий от воды асфальт (а осенью он практически всегда мокрый), водяная взвесь в воздухе и антрацитовая, хоть глаз выколи, темень не позволяют особо надеяться на свет фар. Тем более что в населенных пунктах мы ездим с ближним светом, который в таких условиях светит метров на 20, не больше.
Водительский стаж у автора этих строк довольно приличный — 14 лет. Но и мне поездка осенними вечерами по городским улицам напоминает работу сапера. Потому что, как бы я ни старался быть бдительным, отчетливо понимаю: трагедия может случиться в любую секунду. Ведь стоящего на обочине человека, особенно если он в темной куртке (а осенью так одевается большинство россиян), во тьме не видно вообще! Буквально на днях ездил из пригорода в центр Туймазов и обратно и в очередной раз убедился, что идущие по обочине для водителя практически незаметны. Более-менее четко разглядеть пешехода можно было, лишь когда до него оставалось с десяток метров. А с велосипедистом, который ехал мне навстречу без единого светоотражателя, мы и вовсе едва разминулись. Если учесть, что тормозной путь автомобиля при скорости 60 километров в час (а именно до этой отметки можно разгоняться в черте города) составляет 11 метров, стоит человеку шагнуть на проезжую часть — трагедии не избежать. Но! Достаточно прикрепить к своей одежде хотя бы один светоотражающий элемент, как тебя становится видно как минимум за 100-120 метров, в том числе если ты стоишь на обочине. И это при включенном ближнем свете. При дальнем свете эта цифра увеличивается вдвое, а то и больше. Как говорится, делайте выводы.
Без малого месяц в социальные сети Башкирии и Татарии вбрасывают сообщение, отпечатанное (видимо, для большей выразительности) заглавными буквами. Пожалуй, стоит процитировать его полностью — ну разве что смягчив некоторые моменты.
«Уважаемые пешеходы, люди в черном, так сказать! Молю вас в любом автомагазине купить себе и своим детям, внукам, друзьям, любовникам, женам и всем, кого знаете и не знаете, эти много раз упомянутые светоотражатели!!!
Когда мы едем по городским улицам со скоростью 40-50 кэмэ в час, то реально совсем вас не видим! Особенно если вы выскакиваете из-за поворота и начинаете плыть по дороге!!! Это же ваша безопасность, да и водительская тоже. Всего-то 100 рублей нужно выкроить (на покупку светоотражателя. — Авт.), а сколько благодарности вы получите от водителей! По-жа-луй-ста, услышьте нас!!!»
Присоединяюсь к этому призыву от всей души. Потому что, как и все другие водители, не хочу оказаться в местах не столь отдаленных, если под колеса моего авто попадет беспечный пешеход.
И еще. Почему-то считается само собой разумеющимся, что каждый водитель — это человек с отличным зрением. Однако вся штука в том, что сегодня каждый второй водитель — это очкарик. Вот цифры: по данным Росстата, в 2022 году среди людей старше 15 лет очками или линзами пользовались 43,3 процента россиян и 58,4 процента россиянок. При этом в Башкирии средняя цифра еще выше — 57 процентов жителей старше 15 лет носят очки или линзы.
Прямая речь
Алсу ХАЛИУЛЛИНА, главный инспектор по пропаганде дорожного движения ГИБДД отдела МВД России по Туймазинскому району
— Многие трагедии на дорогах случаются только потому, что водитель в темноте не заметил пешехода.
Мы не устаем повторять, что наличие фликеров на одежде позволяет в разы сократить число таких ДТП, но наши слова очень медленно доходят до людей. Хотя даже в Правилах дорожного движения прописано: «При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств». Признаться, очень тяжело выезжать на дорожные происшествия, в которых гибнут люди. Еще тяжелее, когда ДТП уносит жизнь ребенка. Хотя фликер стоит копейки, и его легко можно разместить где угодно: на верхней одежде, сумке, рюкзаке или даже на обуви. Но люди почему-то игнорируют такую простую меру безопасности. А затем кусают локти, когда ситуацию уже не изменить.
Автор: Алексей ШИЛЬНИКОВ