151,6K подписчиков

Нужен ли России обновленный сверхзвуковой пассажирский лайнер

5,3K прочитали
Накануне стало известно о том, что в России все-таки может появиться свой сверхзвуковой пассажирский лайнер, как это принято, не имеющий аналогов.

Накануне стало известно о том, что в России все-таки может появиться свой сверхзвуковой пассажирский лайнер, как это принято, не имеющий аналогов. Наверное, для наших инженеров-конструкторов эта сложнейшая техническая задача по плечу, вот только по карману ли окажутся полеты на таких самолетах россиянам?

Никогда такого не было…

О том, что российские чиновники не отказались от идеи создания пассажирского лайнера, летающего на сверхзвуке, на пленарной сессии форума «Транспорт России» заявил глава Минтранса Виталий Савельев:

России с ее огромными просторами не обойтись без развития сверхзвуковой гражданской авиации. Наша страна уже имеет опыт соответствующих разработок и, что важно, опыт эксплуатации сверхзвукового самолета Ту-144. Да, эта машина опередила свое время, и сегодня для создания такого лайнера на новой технологической базе у нас есть все необходимые наработки.

Сообщается, что первый полет самолета-демонстратора может состояться уже через два года. Комментируя данную новость, хотелось бы напомнить хронологию событий.

«Белый лебедь»

Впервые о возможности создания сверхзвукового пассажирского самолета в РФ заявил в 2018 году лично президент Путин. Глава государства так впечатлился после визита на Казанский авиастроительный завод, где производят стратегические сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160, что высказал идею создать на основе «Белого лебедя» гражданский самолет как корпоративный бизнес-джет:

Надо сделать гражданскую версию… Ту-144 почему сошел с производства – билет должен был соответствовать какому-то среднему заработку в стране. Но сейчас ситуация другая. Сейчас крупные компании появились, которые могли бы использовать этот самолет.

Поскольку пожелания президента – закон для номенклатуры, идею тотчас поддержал профильный премьер-министр Дмитрий Рогозин:

Главное, что в Казани освоено производство балок центроплана, есть мощное КБ. Решения, используемые при разработке и военной, и гражданской версии Ту-160, позволят повысить рентабельность производства, поскольку будет увеличена серийность.

Помнится, эта, на первый взгляд, отличная идея нам сразу же показалась несколько оторванной от реальности, чему была посвящена целая публикация. Год спустя, в 2019-м, глава Минпроторга Денис Мантуров заявил, что создать гражданский сверхзвуковой лайнер на базе стратегического бомбардировщика Ту-160 невозможно:

На базе этой платформы проект невозможен. У нас нет задачи поместить человека в капсулу и перевезти его между двумя точками в пространстве, преодолев сверхзвуковой барьер. У нас задача – создать экономически оправданную модель самолета, отвечающую требованиям комфорта.

К слову, на то, чтобы удостовериться в этом выводе, на проектные работы было потрачено 1,4 миллиарда бюджетных рублей. Однако от шикарной президентской задумки никто отказываться не собирался.

«Стриж»

Вместо гражданской версии Ту-160 в ОАК было предложено разработать с нуля сверхзвуковой пассажирский самолет. Его вместимость должна была составить от 16 до 19 человек, скорость – от 2000 до 3000 километров в час. Бюджет предварительно оценивался в 10-12 миллиардов долларов. Проект перспективного бизнес-джета, получившего название «Стриж», готовит Центрaльный аэрогидродинамический институт имени профeссора Н. Е. Жукoвского (ЦАГИ).

Его отличительной особенностью должна стать уникальная аэродинамическая схема с удлиненным носовым отсеком, V-образной формой крыла и раскинутыми килями, а два двигателя и воздухозаборники конструкторы разместили в хвостовой верхней части машины. Пассажирский самолет должен был быть лишен остекления. Первый демонстратор планировали поднять в воздух в 2029 году.

В 2021-м министр Мантуров заявил, что проект может быть реализован совместно с партнерами из Арабских Эмиратов:

Это будет совместное предприятие. Вопрос, какое это будет долевое участие. Пока мы к этому вопросу еще не подходили. С эмиратской стороны это будет Mubadala, с нашей – понятно, что это будет ОАК, возможно, какая-то из ее «дочек».

По словам госчиновника, сверхзвуковой бизнес-джет, летающий со скоростью порядка 1,5-1,8 Маха, должен иметь две версии – на 8 человек и на 30. Тут мы видим явные разночтения с проектом от ЦАГИ, и уже непонятно, про какой конкретно самолет идет речь. Впоследствии глава Ростеха Чемезов уточнил, что сверхзвуковой лайнер все же будет производиться не в ОАЭ, а в России:

Пока, может быть, производство будет полностью у нас. Может быть, они будут участвовать как финансовый инвестор. Но все пока что на начальном этапе.

С небес на землю

24 февраля 2022 года началась российская СВО на Украине, и наша страна попала под тягчайшие секторальные санкции. Возможно, самые болезненные ограничения касались отечественного авиастроения и рынка воздушных перевозок. Одним из их последствий стало то, что права на ближнемагистральный лайнер «Суперджет-100» в неимпортозамещенной версии были проданы консорциуму инвесторов из ОАЭ и Италии.

Ситуация в отечественном гражданском авиастроении сегодня достаточно тяжелая. Имеющиеся в наличии лайнеры западного производства не могут пройти ремонт и обслуживание у официальных дилеров Boeing и Airbus. Ближнемагистральный «Суперджет» в импортозамещенной версии и среднемагистральный МС-21 еще не пошли в серийное производство. Советские лайнеры Ту-214 и Ил-96-400 производятся малой серией. Сроки начала выпуска сверхмощного двигателя ПД-35 вновь сдвинулись вправо, и есть вероятность, что вместо него реально будет менее мощный ПД-26.

И вот на таком фоне нам на голубом глазу рассказывают про сверхзвуковой пассажирский лайнер, который даст экономию во времени на несколько часов при перелете из Москвы во Владивосток. Хочется задать несколько встречных вопросов.

Во-первых, на каких двигателях должен летать этот самолет?

Во-вторых, планируется ли сертифицировать сверхзвуковой лайнер для полетов за рубежом, и если да, то для каких именно рынков?

В-третьих, если ход на Запад для такого очень узкосегментированного самолета окажется закрыт и российским олигархам не будет позволено с ветерком летать на нем в Куршевель и обратно, то окажется ли перелет на сверхзвуке от Владивостока до Москвы и обратно по карману среднестатистическому россиянину? Не из-за этого ли были закрыты в свое время проекты «Конкорда» и Ту-144?

Наконец, хотелось бы задаться вопросом, а не будет ли более целесообразным потратить бюджетные средства на расширение объемов производства среднемагистральных МС-21 и Ту-214, а также дальнемагистральных Ил-96-400 и разработку реально нужных для них двигателей ПД-26/ПД-35?