Остались считанные дни до выхода новой книги Омида Скоби о британской королевской семье "Эндшпиль". Для раскрутки своего опуса он передал журналу People для публикации, видимо, один из самых душераздирающих отрывков из неё - о том, как принц Гарри узнал о смерти королевы Елизаветы II и как он столкнулся с пренебрежением королевской семьи, добираясь в Балморал, чтобы попрощаться с бабушкой.
Омид Скоби пишет:
- В сентябре 2022 года 39-летний Гарри и его 42-летняя жена Меган, герцогиня Сассекская, посетили Великобританию для проведения серии мероприятий. Во дворце объявили, что 96-летней королеве Елизавете врачи посоветовали отдохнуть.
Тем утром Сассексы понятия не имели, что Букингемский дворец уже планирует последние часы королевы и первые дни новой эры монархии - пока не зазвонил телефон герцога. Неизвестный номер. Обычно он их игнорировал.
"Ты должен ответить на звонок," - сказала ему Меган. Он нажал "Принять" в самый последний момент. В тот год Гарри мало разговаривал с отцом, но сейчас не время для каких-либо выяснения отношений между отцом и сыном. Чарльз сказал ему, что они с Камиллой собираются покинуть Дамфрис-хаус и отправиться в Балморал, где принцесса Анна уже была рядом с королевой. Он сказал Гарри немедленно отправиться в Шотландию. Уильям, с которым только что разговаривал Чарльз, предположительно работал над организацией поездки. Гарри отправил своему брату текстовое сообщение с вопросом, как он и Кейт планируют добраться до Шотландии и смогут ли они поехать туда вместе. Никакого ответа.
Не имея никакой дополнительной информации от других членов семьи или помощников дворца, Сассексам и их команде пришлось действовать в темноте. Гарри сообщили, что Уильям уже забронировал рейс со своими дядями Эндрю и Эдвардом (и женой Эдварда Софи), но он не смог ни с кем связаться по поводу присоединения к этому рейсу. "Было обидно наблюдать за происходящим, - сказал источник, близкий к Сассексам. - [Гарри] был совершенно одинок в этом вопросе".
Поскольку представители всех мировых СМИ в тот момент спешили в Абердиншир (и большинство билетов на авиарейсы и поезд распродаются за считанные минуты), возможности для поездки сократились. Еще один звонок поступил от Чарльза, который велел своему младшему сыну приехать одному. Несмотря на то, что Гарри уже публично подтвердил, что Меган поедет с ним (они всегда так и планировали, если бы им довелось приехать в Великобританию по этому поводу из Калифорнии), он неохотно согласился после того, как Чарльз заверил его, что Кейт тоже там не будет.
Чарльз сослался на "протокол", но на самом деле Кейт предпочла остаться, чтобы забрать детей с их первого дня в новой школе. "Они просто не хотели, чтобы Меган была там," - сказал бывший помощник дворца. Меган, добавил друг Сассексов, "чувствовала, что она не нужна".
Гарри отправил брату еще одно сообщение. Ничего. Хотя в зафрахтованном Уильямом частном самолете Dassault Falcon, который вылетал менее чем через час, были свободные места, Гарри пришлось добираться самосттоятельно.
"Уильям проигнорировал его, - сказал источник в [королевской] семье. - Он явно не хотел видеть своего брата. Принцесса Евгения обратилась к Гарри, чтобы узнать, есть ли у него дополнительная информация об их бабушке. Она слышала от другого члена семьи, что "пора", но в остальном знала немногим больше, чем Гарри.
Не получив приглашения от кого-либо из членов семьи, Гарри в конце концов нашел доступный вариант - частный чартер стоимостью [37 000 долларов] из аэропорта Лутона, в 40 минутах езды от Фрогмора без пробок.
Оттуда Гарри и начал свой собственный забег в Шотландию. Хотя слухи о кончине королевы в тот момент были распространены, у Гарри не было возможности узнать, правда ли это. У его отца нет мобильного телефона, а брат не признавал его [Гарри] существования. Когда Уильям и другие приземлились в 15:50 и в 15:10 узнали новость о смерти королевы, Гарри все еще понятия не имел, что происходит, когда его собственный самолет наконец взлетел в 17:35. Поскольку после взлета у него отключилась телефонная связь, он оставался в неведении [о происходящем] на протяжении всего 70-минутного полета.
Пока он был в небе, между командой Сассексов и Букингемским дворцом началось перетягивание каната по поводу того, следует ли объявлять эту новость без уведомления Гарри. Поскольку смерть Ее Величества уже была подтверждена премьер-министру за час до отъезда Гарри, а все остальные высокопоставленные члены семьи теперь собрались в Шотландии, королевские пресс-секретари были готовы поделиться новостями со всем миром. Во дворце заявили, что Чарльз пытался позвонить Гарри (позже источники сообщили мне, что никаких доказательств этому не было), и что времени откладывать больше не осталось.
"Его [Гарри] команде буквально пришлось умолять их подождать, пока приземлится его самолет, и они неохотно согласились на некоторое время придержать это заявление," - подтвердил близкий [Гарри] источник в [королевской] семье. Но поскольку штормовая погода над международным аэропортом Абердин вынудила самолет Гарри несколько раз облететь аэропорт перед приземлением, терпение в пресс-службе Букингемского дворца иссякло - они не могли больше ждать, и объявление было опубликовано в 18:30. Когда самолет Гарри наконец коснулся взлетной полосы двадцать минут спустя, он получил сообщение от Меган, призывающее его позвонить как можно скорее, после чего через приложение BBC News он прочитал экстренное сообщение о смерти королевы.
Дворцовые "источники" позже сообщили некоторым газетам, что Чарльз лично поделился этой новостью со своим младшим сыном, но это был всего лишь шаг, чтобы сохранить лицо. "Гарри был раздавлен, - сказал друг герцога. - Его отношения с королевой были для него всем. Ей бы хотелось, чтобы он узнал об этом до того, как это станет известно миру. Они могли бы подождать еще немного, по большому счету это было бы пустяком, но никто это вообще не уважал".
Когда Гарри прибыл в Балморал, принцесса Анна тепло приветствовала его и провела в покои королевы, где он провел минуту в тишине, наедине выразив свое почтение. Он надеялся увидеть своего отца, который успел добраться до замка Балморал вовремя, чтобы увидеть свою мать живой, чтобы выразить свое сочувствие, но ему сообщили, что Чарльз, Уильям и Камилла уже вместе уехали в Биркхолл.
И снова Гарри не было получено никакого приглашения. Вечером после ужина он удалился в свою комнату, измученный дневными эмоциональными американскими горками. Он был рад, что у него была возможность попрощаться с бабушкой, но не было смысла оставаться здесь. Не получив предложения вернуться с Уильямом и остальными утром (все его сообщения, включая глубокомысленное сообщение о потере бабушки, по-прежнему игнорировались), Гарри забронировал себе билет British Airways на первый доступный вылетающий рейс".
Кое-что добавлено в эту публикацию People и об отношениях принца Гарри и принца Уильяма:
- В течение нескольких месяцев, последовавших за похоронами их бабушки, раскол между братьями принцами Гарри и принцем Уильямом увеличился - после выхода документальных фильмов о Гарри и Меган на Netflix и разоблачающих мемуаров герцога "Запасной", - пишет Омид Скоби и продолжает:
- Уильям считает, что Гарри и Меган ошеломили семью, даже королеву, своими публичными жалобами и своим самомнением типа "Ох уж эта Калифорния" (мнение, которое он неоднократно высказывал в различных формах друзьям и помощникам в течение последних двух лет). Убежденный, что Гарри промыла мозги "армия психотерапевтов", Уильям говорит, что больше не узнает в Гарри своего брата, сообщил источник.
Что касается того, как он относится к Гарри после выхода "Запасной", источник, близкий к принцу [Уильяму], рассказал мне: "Здесь очень много гнева. Он чувствует себя преданным и грустит из-за этой ситуации. Но он также не согласен с тем, что, по мнению его брата, он сделал. Он чувствует, что потерял Гарри, и не хочет знать эту его версию". Эта версия, как возразил источник в семье Спенсеров, заключается просто в том, что "Гарри - человек, который вышел за пределы учреждения и видит вещи в ином свете. В этот момент они никогда не сойдутся во взглядах. Они находятся на совершенно противоположных сторонах. . . это не изменится".
В мае Гарри ненадолго появился на коронации своего отца, 75-летнего короля Карла, но его не пригласили присоединиться к королевской семье на балконе дворца. Меган и их дети остались дома.
Когда 5 мая герцог покинул Калифорнию, отправившись на коронацию короля Карла (решение, которое он принял, потому что "было правильно" поддержать своего отца в такой важный день), его эмоции были совершенно далеки от того, что он чувствовал, приземлившись в Лондоне, прилетев на Платиновый юбилей всего годом ранее. "Хотя он не нашел связи со своей семьей, он признал, что вряд ли что-то изменится, особенно с его братом, который отказывается даже нормально разговаривать с ним," - сказал источник. Как позже объяснил Гарри другу: "Я готов пройти мимо этого. Кто знает, получим ли мы извинения или возьмут ли они на себя ответственность за все страдания, которые они причинили нам с Меган? Кого действительно волнует этот момент?