Найти в Дзене
Законы истории

Шумер. Часть 1

Шумер (или Киэнги) – область в нижней Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата). Людей, населявших те места и создавших одну из первых цивилизаций, историки называют «шумерами», хотя сами себя они именовали дословно «черноголовыми».

«Шумерам» приписывают множество изобретений – гончарный круг, колесо, письменность (клинопись). Вместе с тем до сих пор не решена так наз. «шумерская проблема»: происхождение этого народа – всё еще загадка для ученых, не сумевших установить родство шумерского языка ни с одним из известных языковых семейств.

Поначалу предполагалось, что «шумеры» не были коренным населением южной Месопотамии, а пришли туда примерно в сер. IV тыс. до н.э. из каких-то других земель (сами они называли своей прародиной остров Дильмун, который позднее отождествлялся с Бахрейном), однако в настоящее время многие исследователи придерживаются противоположной точки зрения: цивилизация древнего Шумера вызревала постепенно и преемственность культур всегда сохранялась.

Месопотамия
Месопотамия

Периодизация истории Шумера – 6 эпох:

1. Убейдский период(VI-IV тыс. до н.э.). В это время еще не было письменности, но уже появились первые города[1] и строились оросительные каналы (ирригационные сооружения). Поселения городского типа вырастали вокруг священных мест – храмов. Наиболее известным из них был Абзу в Эреду. Этот город считается одним из древнейших в Месопотамии (ок. 5000 лет до н.э.). Центр города – храм бога Энки (досл. с шум. – «господин земли»), который известен как «первенец Ана» (бога неба) и «владыка Абзу»[2] («далеких вод», мирового подземного океана).

Для культуры Убейдского периода характерны расписная керамика и статуэтки рептилообразных женщин, иногда мужчин. В захоронениях вплоть до сер. IV тыс. до н.э. не было оружия, что свидетельствует об относительно мирном характере общества Шумера. Войнам люди той эпохи предпочитали культурную экспансию, которая распространилась на всю Месопотамию и даже часть Передней Азии вплоть до Средиземного моря и гор Тавра.

2. Урукский период(2-я пол. IV тыс. до н.э.). В это время в Шумере начинается рост городов («урбанистическая революция»), зарождается протописьменность (пиктографическое письмо – на основе знаков счета), появляется монументальное строительство (храмы)[3].

3. С периодом Джемдет-Наср (конец IV – начало III тыс. до н.э.) исследователи связывают появление так наз. «номов»[4] - территориальных общин, объединенных вокруг одного религиозного центра, которые в дальнейшем преобразовались в города-государства. Конец этого периода ознаменовался наводнениями, которые, возможно, послужили основой предания (мифа) о потопе.

4. Раннединастический период (XXVIII-XXIV вв. до н.э.), который называют «первой исторической эпохой Шумера» в связи с появлением письменности (клинопись). Именно в этот период общины с религиозным центром («номы») превращаются в города-государства, возглавляемые жрецами-вождями (эн, энси) или царями (лугали)[5].

Правители городов-государств Древнего Междуречья перечислены в Ниппурском царском списке, и самым первым из них назван Алулим, царь, правивший в Эреду якобы 28 800 лет. А последним (до Потопа) - Зиусудра, построивший по велению бога Энки ковчег (прообраз библейского Ноя).

После потопа начинается эпоха первых династий – в городах: Киш, Урук, Ур, Лагаш.

Между городами разгораются войны. Так, правителя Киша Аггу победил Гильгамеш, правивший в Уруке (ок. конец XXVII – начало XXVI вв. до н.э.). В дальнейшем возвысился другой город – Ур, находящийся неподалеку от Эреду. Лугаль (царь) Месанепада из I династии Ура объявил себя царем Киша. Однако примерно сто лет спустя энси Лагаша Эанатум захватил Ур, Урук и Киш.

Впрочем, гегемония Лагаша в южной Месопотамии не была продолжительной.

Правитель Уммы Лугальзагеси (ок. 2336-2311 гг. до н.э.) объявил себя «лугалем Урука и лугалем Страны». Объединенное под его началом войско городов-государств Шумера разгромило Киш и Лагаш.

[1] В науке их часто называют «протогородами».

[2] Эпитеты взяты из мифа «Энки и мировой порядок».

[3] Ранее именно с этим периодом ученые связывали прибытие шумеров с их прародины. На наш взгляд, изменения в культуре (в том числе наличие оружия в захоронениях) могут быть следствием появления угрозы извне - народа семитской языковой группы (впоследствии аккадцы). Борьба с пришельцами потребовала строительства укрепленных поселений и усиления власти «жрецов-вождей». Впрочем, уже в III тыс. до н.э. происходит синтез культур Шумера и Аккада.

[4] Собственно «ном» с греч. – «округ, район». Термин бытовал в Древнем Египте эллинистического периода применительно к основной административной единице.

[5] Досл. с шум. – эн – «господин», лугаль – «большой человек».